КОРНИЛИЙ Кожеезерский

КОРНИЛИЙ Кожеезерский (ум. после 1606 г.) – преподобный (память в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). Согласно сведениям «Книги глаголемой описания о российских святых», Корнилий был монахом Кожеезерского в честь Богоявления мужского монастыря и учеником преподобного Серапиона Кожеезерского (ум. в 1611 г.). По сообщению епископа Никодима (Кононова), Корнилий упоминался как игумен обители в книге купчих грамот около 1606 г. (в справочнике «Списки иерархов» Павла Михайловича Строева игуменство Корнилия не указано). В одном из наиболее ранних списков «Книги глаголемой...» (Научная библиотека МГУ (Сборник Моховикова), по датировке Натальи Адольфовны Кобяк, 1710–1720 гг.) имена Корнилия, «началника Спаского монастыря Кожеозерского», а также Лонгина, Германа и Боголепа внесены в основной текст позднее, чем два названия на том же листе: «Града Мангазея и Енисея святыя» и «Града Каргополя святыя», после которого следует перечень каргопольских святых. В поздних списках «Книги глаголемой...» (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского. Собрание Киевского Софийского собора, конец XVIII в.; Исторический музей, первая четверть XIX в.) вставка была интерпретирована следующим образом: «Святый преподобный Корнилий началник Спаскаго монастыря Кожеозерский чудотворец во граде Мангазее и Енесеи». Епископ Никодим (Кононов) предположил, что Корнилий, Лонгин, Герман и Боголеп Кожеезерские скончались в Мангазейской обители (в пересказе этого текста в книге архиепископа Сергия (Спасского) появилось добавление: «Никодим… полагает, что означенные иноки с Корнилием переселились в Тобольскую епархию и там основали другой Кожеозерский монастырь»). По мнению исследователей, Кожеезерским Корнилий именуется по месту пострижения. Спасского монастыря близ Мангазеи, скорее всего, как полагают исследователи, не существовало: о нём не сохранилось никаких свидетельств. По мнению исследователей, Корнилий помещён в число святых «Мангазеи и Енисея» ошибочно, поскольку подзаголовок «во граде Мангазеи и Енисеи», относящийся исключительно к «отроку Василию» (мученику Василию Мангазейскому), позднейшими переписчиками соотнесён с именами Корнилия и всех остальных учеников преподобного Серапиона. Канонизация Корнилия подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный около 1831 г. (празднование Собору возобновлено в 1981 г.).

 
PR-CY.ru