КОРЕССИЙ Георгий

КОРЕССИЙ Георгий (после 1566 или 1570 – после 1659/1660 гг.) – греческий врач и богослов-полемист. Г. Корессий происходил из аристократической константинопольской семьи, перебравшейся на остров Хиос. Изучал медицину и философию в Падуе, в 1609–1615 гг. работал преподавателем в Пизе, а также какое-то время был практикующим врачом в Ливорно. В это время он безуспешно пробовал с помощью своего, по оценке Герхарда Подскальски, «дилетантского» памфлета о крепком теле (1612 г.) участвовать в споре о новых идеях Галилео Галилея. После возвращения на Хиос (около 1620 г.) Г. Корессий окончательно отошёл от медицины и обратился к преподаванию богословия. На запрос о предоставлении ему места учителя в греческой общине Венеции он получил в 1627 г. отрицательный ответ (на это место был взят Митрофан Критопулос). Из многочисленных, по большей части не изданных, произведений Г. Корессия этого времени первым вышел из печати «Диалог об исхождении Святого Духа», который Г. Корессий, по мнению исследователей, вёл с латинским монахом (членом одного из нищенствующих Орденов). Второе издание Иерусалимский  патриарх Досифей II Нотара со своим делением на главы осуществил спустя долгое время после смерти Г. Корессия. Несколько сохранившихся в рукописях произведений содержат сведения о хронологии жизни Г. Корессия. С 1631 г. Г. Корессий продолжительное время находился в Константинополе, имея целью участие в противостоянии с протестантами, в чём ему помогало знание языков (латинского, итальянского). Г. Корессий принял вызов на диспут о Filioque и о пресуществлении (см. Преложение Святых Даров, Транссубстанция) с посольским проповедником А. Лежером. Жёсткая православная позиция Г. Корессия вызывала недовольство протестантствующего патриарха Кирилла I Лукариса, в то время как Константинопольский патриарх Нектарий и Иерусалимский патриарх Досифей держались высокого мнения о Г. Корессии. В результате диспутов с А. Лежером Г. Корессий составил пространные трактаты (не опубликованные до сих пор) о предопределении, а также посвящённые учению о евхаристии. После сентября 1638 г. Г. Корессий по просьбе Кирилла II Контариса сделал набросок окружного послания, направленного против «Исповедания» Кирилла I Лукариса. Антилатинские сочинения были написаны Г. Корессием первыми. «Диалог об исхождении Святого Духа» с монахом нищенствующего Ордена – всего лишь один из пяти (или четырёх) трактатов, посвящённых той же теме. Г. Корессий пространно и неполемично использует источники как латинской патристики (эта тенденция начинается в Византии уже в XIII в.), так и средневековой схоластики, что характерно для всех текстов Г. Корессия. Относительно папской претензии на непогрешимость Г. Корессий использует в трактате трудный случай с папой Гонорием I (625–638 гг.) вместе с вердиктом шестого Вселенского собора (кроме того, утверждается, что четыре восточных патриарха не уступают в чести Римскому папе). Исследователи полагают, что Г. Корессий позаимствовал у Максима Маргуния различение двойного, т.е. вечного (внутритроичного) и временного, исхождения Святого Духа как попытку компромисса между двумя противоположными позициями. В конце трактата также появляются (но не обсуждаются) сравнения западного психологического учения о Пресвятой Троице (рождение = интеллект; исхождение = воля/любовь). Другое сочинение Г. Корессия, посвящённое антилатинской полемике, – «Руководство» (издано патриархом Досифеем II Нотарой в составе «Томоса примирения» в 1694 г.).

 



 
PR-CY.ru