КОВЧЕГ АРХИЕПИСКОПА ДИОНИСИЯ СУЗДАЛЬСКОГО

КОВЧЕГ АРХИЕПИСКОПА ДИОНИСИЯ СУЗДАЛЬСКОГО – самая крупная из сохранившихся ставротек эпохи Средних веков (в летописях упоминается как «Страсти большие»); имеет вид равноконечного креста с квадратом (30×30 см) и четырьмя полукружиями (квадрифолий); сделана из дерева и покрыта серебряным позолоченным окладом. Центральный квадрат ковчега разделён крестом на четыре малых. В центре – крестообразное углубление с частью древа Животворящего Креста, по сторонам – 16 круглых окошек для мощей, закрытых слюдой, 14 из которых содержат реликвии, связанные со Страстями Спасителя. Вокруг каждого окошка – пространные надписи, составленные, очевидно, архиепископом Дионисием, незаурядным книжником своего времени. Первоначальный оклад, выполненный в технике эмали по оброну (по резьбе с углублённым фоном), сохранился на лицевой стороне. Фон и детали изображений, надписей и орнаментов заполнены чёрной непрозрачной и зелёной полупрозрачной эмалью (частично утрачена). Изображения на ковчеге составляют достаточно полный Страстной цикл, который начинается с композиции «Вход Господень в Иерусалим» (в левом полукружии), продолжается (по часовой стрелке) в четырёх квадратах по сторонам Животворящего Креста – «Ведение на крест», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб» и завершается композициями «Жёны-мироносицы у гроба Господня», «Сошествие во ад», «Вознесение Господне». Сюжеты в полукруглых выступах квадрифолия выполнены в более крупном масштабе и обрамлены полосами со сканью и с камнями (добавлены позднее). Среди исследователей преобладает мнение, что все изображения на основном квадрате и на выступах выполнены одновременно, также высказывалась точка зрения, что они созданы в разное время. История создания ковчега изложена во вкладной надписи, размещённой по периметру центрального квадрата. В надписи упоминаются Константинопольский патриарх Нил и великий князь Суздальский и Нижегородский Дмитрий Константинович. Реликвии были принесены в 1381 г., о чём сохранились сведения в русских летописях («Полное собрание русских летописей», том 15, том 18, том 23, том 25). Борис Александрович Рыбаков, анализируя исторические источники, обосновал дату создания памятника как период январь-июнь 1383 г. После смерти архиепископа Дионисия и великого князя Дмитрия Константиновича в ходе междоусобной борьбы его наследников ковчег мог быть в 1392 г. перенесён в Суздаль и «заздан в стене» кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По мнению исследователей, стараясь скрыть мощевик такого размера и значения в церковном здании, князья полагались не только на надёжность укрытия, но и следовали константинопольской практике поклонения Страстям Господним.

 



 
PR-CY.ru