КИРИЛЛ, Ляшевецкий (Ляшевицкий) Фёдор Александрович

КИРИЛЛ, Ляшевецкий (Ляшевицкий) Фёдор Александрович (около 1720 – 1770 гг.) – епископ Черниговский и Новгород-Северский. Отец, Александр Семёнович Ляшевецкий, служил сотенным писарем в Полтавском полку, позже – священником в глинской церкви в честь Преображения Господня. В 1742 г. Фёдор Ляшевецкий окончил Киево-Могилянскую академию, преподавал в новоучреждённой семинарии при Троице-Сергиевом монастыре. Один из первых наставников Троицкой семинарии, с 17 марта 1743 г. преподавал грамматику в низших классах. Переславский архиепископ Арсений (Могилянский; впоследствии митрополит Киевский и Галицкий) сообщал в Синод: несмотря на то что в лаврской семинарии служили и преподавали лишь один префект иеромонах Афанасий (Волховский) и два учителя – иеродиакон Иннокентий (Паскевич) и Кирилл (Ляшевецкий), «семинаристы произошли даже до риторики». В 1746 г. в Троице-Сергиевой лавре Ф.А. Ляшевецкий был пострижен в монашество с именем Кирилл, к июню 1751 г. был соборным иеромонахом. С 1747 г. – библиотекарь, с 1748 г. – префект семинарии, в 1749 г. – учитель риторики Славяно-греко-латинской академии, в 1753 г. Кирилл (Ляшевецкий) стал наместником лавры, в 1754 г. перестал преподавать в семинарии, до 1758 г. оставаясь наместником. В это время настоятелем лавры был архимандрит Афанасий (Волховский; впоследствии епископ Ростовский и Ярославский). По свидетельству митрополита Евгения (Болховитинова), Кирилл (Ляшевецкий) прославился «отменным даром проповедничества», архиепископ Филарет (Гумилёвский) называл его образованнейшим архиереем своего времени. В 1747 г. викарий Московской епархии архиепископ Арсений (Могилянский) отдал распоряжение о регулярных проповедях и преподавании катехизиса священнослужителям. Кириллу (Ляшевецкому) было поручено проповедовать в приходской Рождественской церкви. Императрица Елизавета Петровна любила приезжать на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, которому в 1744 г. пожаловала статус лавры. Канты к её «всерадостному пришествию» и речь Кирилла (Ляшевецкого) были напечатаны в 1744 г. в специально изданной по этому поводу книге («Описание краткими стихами иллюминации...»). В панегирической речи императрице Елизавете оратор подчёркивал, что находящийся в её руках «меч Петра» прежде был украшен славными победами, а ныне – «лавром всенародного безмятежия». 25 сентября 1749 г. Кирилл (Ляшевецкий) вновь произнёс проповедь в присутствии императрицы, затем – «Слово в день преставления преподобного Сергия» (впоследствии опубликована). Александр Петрович Сумароков назвал его проповедь «прекрасной». Задавшись вопросом, что помешало этому «почтенному человеку» прославиться, писатель отвечал: он «из светских вышел, но в моду не вшел». Автор «Истории Троицкой Лаврской семинарии» Сергей Смирнов писал, что проповедь Кирилла (Ляшевецкого) отличается бойким, живым языком и духом «горького» обличения. Проповедник «доходит до горячности и изливается потоком красноречия против недостатков общества, которые ярко выставляет наружу, и, не стесняясь даже присутствием императрицы, клеймит позором злоупотребления, господствовавшие в сфере правительственной». После кончины епископа Феофилакта (Губанова) в 1757 г. Воронежская кафедра несколько месяцев оставалась вакантной.

 



 
PR-CY.ru