КОНСТАНТИН, Константин Болгарский - Страница 2

Его объединяет не имеющий аналогов в византийской гимнографии фразовый акростих с именем автора (около 440 букв). К числу первых произведений, созданных Константином Болгарским на болгарской земле, исследователи относят цикл стихир на Богоявление (в акростихе из начальных букв стихир читается фраза «Хвальные песнопения Константиновы»). Поскольку стихиры на предшествующий Богоявлению праздник – Рождество Христово написал равноапостольный Климент Охридский, исследователи полагают, что оба автора около 886 г. работали вместе в Плиске. К этому же периоду исследователи относят и создание азбучных стихир для Праздничной Минеи (на пред- и попразднство Рождества Христова и Богоявления), их акростихи передают последовательность букв славянского глаголического алфавита. Имя Константин содержал и акростих трипеснца на предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перед Преславским собором (893 г.), провозгласившим правителем Болгарии князя Симеона, Константин Болгарский составил «Учительное Евангелие», в которое включил 51 беседу – толкования евангельских чтений в воскресные дни триодного цикла и первостепенные праздники. Большинство бесед исследователи считают переводами катен Иоанна Златоуста и Александрийского архиепископа Кирилла. Оригинальной исследователи считают беседу 42, в которой Константин Болгарский просит у Господа благословения. Евангелие сыграло большое значение в славянской книжности, т.к. стало первым гомилетическим произведением на славянском языке. Тексту предшествуют два вступления (поэтическое и прозаическое) и две статьи. «Учительное Евангелие» сопровождает 40-стишная «Азбучная молитва» (первая буква каждой фразы соответствует последовательности глаголического алфавита) к Господу о помощи недавно крестившемуся народу в сохранении духовных ценностей, а автору – в продолжении дела учителей. В русском сборнике первой трети XII в. (Исторический музей) помимо «Учительного Евангелия» и «Азбучной молитвы» включены дополнительные статьи: «Церковное сказание» (перевод сочинения Константинопольского патриарха Германа, с разъяснениями смысла литургии и символики храма) и «Историкии» (первый в старославянской литературе хронологический перечень событий от Сотворения мира до начала правления болгарского князя Симеона). Хотя принадлежность этих текстов Константину Болгарскому вызывает споры, исследователи полагают, что они являются составной частью первоначальной книги, а впоследствии стали распространяться по отдельности. Канон на Рождество Христово атрибутируется Константину Болгарскому по первым буквам каждого стиха в тропарях. Они составляют пространный «ямбический» акростих: «Канон на Рождество Христово створен Константином попом...» (далее идёт призыв к славянам славить праздник).

 



 
PR-CY.ru