КОНОМОС Димитрий

КОНОМОС Димитрий (род. в 1947 г.) – английский музыковед греческого происхождения, исследователь византийского и современного греческого церковного пения. После окончания Сиднейского университета переехал в Оксфорд, где в 1972 г. под руководством Эгона Веллеса защитил докторскую диссертацию «Византийские Трисвятое и херувимские XIV и XV вв.». В качестве приглашённого исследователя работал в Патриаршем институте патристических исследований (Салоники (Фессалоника); 1972–1973 гг.) и в центре Дамбартон-Окс (Вашингтон; 1973–1975 гг.). В 1980–1981 гг. изучал греческие певческие рукописи в библиотеках монастырей Гроттаферрата близ Рима, Великая Лавра, Кутлумуш, Иверский и Ватопед на Афоне. Сотрудничал в разном качестве в учебных заведениях Европы и Северной Америки, в том числе в Свято-Владимирской духовной семинарии (Крествуд, штат Нью-Йорк), в Греческой православной богословской школе Святого Креста (Бруклин, штат Массачусетс), в университетах Британской Колумбии, Ганновера, Лондона, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (Москва). В 1995 г. был избран президентом Всемирной федерации православной молодёжи «Синдесмос». Руководитель секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. Будучи членом исполнительного комитета Общества друзей горы Афон, с 2004 г. организовал ряд паломничеств на Святую Гору (в том числе в форме молодёжной Духовной экологической службы), в Россию, Грузию и Грецию, а также конференции Общества в Мадингли-Холле (Кембридж). В 2000 гг. был консультантом британской королевской семьи по вопросам православия. Опубликовал большое количество статей о средневековом и современном православном церковном пении. Научный редактор сборника «Исследования по восточному церковному пению». В центре научных интересов Димитрия Кономоса исследование корпуса песнопений и изучение деятельности мелургов калофонического стиля византийского церковного пения (середина XIII – XV вв.). В монографиях он показывает, как в калофоническом пении происходил рост личного творческого начала при создании песнопений, виртуозности в их исполнении, а также как ослабевало действие традиционных принципов построения мелодии. В исследовании о поздневизантийском Трисвятом и херувимских, включающем исторический анализ развития и богослужебного употребления этих песнопений, Димитрий Кономос проанализировал больше двадцати распевов Трисвятого и больше тридцати распевов херувимской песни и заменяющих их песнопений, выполнил транскрипции нескольких произведений наиболее значительных мелургов калофонического периода – Иоанна Кукузеля, Иоанна Клады, Мануила Хрисафа. Книга Димитрия Кономоса о поздневизантийских и славянских причастнах (под славянскими Димитрий Кономос имеет в виду песнопения из древнерусских Кондакарей, а также произведения румынских и сербских мелургов, созданные в византийской традиции) – комплексное исследование больше сотни песнопений этого жанра, структурированное по богослужебному календарю и по гласам. На основе сравнительного анализа песнопений из Асматиконов XII–XIII вв. и из Аколуфий позднепалеологовского периода Димитрий Кономос делает вывод, что причастны рассматриваемого периода являются «прямыми наследниками» стиля песнопений из более раннего Асматикона и даже содержат реликты «древнего общинного псалмового тона» – мелодии, которая, по мнению автора, может восходить к поздней Античности. Димитрий Кономос также подготовил публикацию и перевод музыкально-теоретического трактата Мануила Хрисафа по автографу 1458 г. с комментариями, включающими анализ интерпретации Мануилом Хрисафом мелодических тесисов (устойчивых мелодических формул, из которых состоит византийский мелос) и фтор (модуляционных знаков византийской нотации). Димитри Кономос показал, что Мануил Хрисаф использовал в трактате риторические модели и выражения позднеантичных музыкальных теоретиков и грамматиков.

 
PR-CY.ru