КАЛЛИН, Каиллин

КАЛЛИН, Каиллин (VI в.?) – основатель церкви Фиднаха (Фина, на месте современного селения Фина, графство Литрим, Ирландия), святой (память в Западной церкви 13 ноября). До XIII в. сведения о Каллине в источниках немногочисленны. Поминовение святого указано в мартирологе, составленном около 1170 г. аббатом Маэл Муире О Горманом (Марианом Горманом). Согласно сборнику родословий ирландских святых, Каллин принадлежал к той части племенного объединения Конмакне, которая проживала на территории современного графства Литрим (Конмакне Маге Рен). О Каллине упоминается в повести «Докучливые гости Гуаре» («Tromdámh Guaire»), составленной в XIII в. на основе саги «Как было явлено “Похищение быка из Куальнге”» («Faillsigud Tána bó Cúailnge», XII в.). Основная тема повести – поиски верховным филидом (поэтом) Сенханом забытой саги «Похищение быка из Куальнге». Вместе с другими ирландскими святыми Каллин выступил посредником при соглашении между правителями и поэтами и помогал своему брату Сенхану в поисках утраченного сказания. После поста и молитвы Каллин и другие святые вызвали из могилы Фергуса, сына Ройга, со слов которого и было записано «Похищение...». Как отметил Ш. О Колянь, составитель повести заимствовал сведения из многих источников и активно перерабатывал доступный материал. Так, перечень святых, которые участвовали в соглашении между правителями и поэтами, основан на прологе к поэме «Похвала Колуму Килле» (составлен в 1007–1008 гг.), где, однако, имя Каллина отсутствует. Упоминаний о Каллине нет и в других произведениях, на которые опирался автор повести «Докучливые гости Гуаре». В источниках XIII–XVI вв. Каллин представлен как один из святых покровителей области Брефне и правящего рода О Руарьк (О'Рурк). Рост числа упоминаний о святом и об основанной им церкви Фина исследователи объясняют укреплением могущества гэльских правителей Брефне после покорения значительной части Ирландии англо-нормандцами. В летописных источниках неоднократно сообщается о событиях, связанных с Фина, подчёркиваются привилегии церковного поселения и могущество св. покровителя. Так, под 1225 г. в анналах говорится о нападении отряда англичан и ирландцев из Мунстера на церковные земли в Фина (termunn Cael Fhinn), когда «произошла резня иноземцев благодаря чудесам Каэллина» («rocuiredh ár na n-Gall tre fhirtaibg Caelfhind»; сообщение в Ольстерских анналах, в Коннахтских анналах и в «Анналах Четырёх наставников»). В записи под 1244 г. повествуется о походе коннахтского правителя Федлимида, сына Катала Кробдерга, против правителей из рода О Рагаллаг в область Брефне. Этот рассказ иллюстрирует привилегии комарбы св. Каллина («comarba Caillin»), который считался «наследником» святого, управлял делами церкви в Фина и был главным держателем церковных земель. Воины Федлимида прибыли в Фина в отсутствие комарбы и расположились на ночлег в недостроенной церкви. Из-за их небрежности случайно погиб сирота, воспитанник комарбы. В качестве возмездия комарба потребовал от правителя казнить лучшего из воинов. Федлимид предложил выдать своего двоюродного брата Мануса, сына Мурьхертаха Муманского, но тот отказался подчиниться, поэтому комарба последовал за войском.

 



 
PR-CY.ru