КОЛУМБАН - Страница 11

При дворе короля Австразии Теодеберта II вырос св. Ромарик; его отец был казнён Теодорихом II после поражения австразийцев, а Аридий Лугдунский, придворный епископ Теодориха и Брунхильды, подверг юношу издевательствам и вынудил скрываться. Когда Хлотарь II объединил франкские королевства, Ромарик получил возможность вернуться ко двору, но предпочёл удалиться в монастырь. Сначала он жил в Леринском монастыре, затем Евстасий принял его в Луксовий, где Ромарик познакомился со св. Аматом. Вскоре Ромарик основал монастырь Хабенд (ныне Ремирмон), управление которым он поручил Амату. Во время споров об ирландских обычаях Амат принял сторону Агрестия, поэтому до кончины Евстасия отношения между настоятелями Луксовия и Хабенда оставались напряжёнными. При аббате Вальдеберте из Хабенда в Луксовий перешли братья св. Герман, впоследствии построивший монастырь Грандис Валлис (ныне Мутье-Гранваль), и Нумериан, ставший епископом города Треверы (ныне Трир) и принявший участие в основании монастыря Галилея (ныне Сен-Дье-де-Вож). Считается, что Ромарик, возглавивший Хабенд после кончины Амата, повлиял на обращение к аскезе св. Арнульфа, епископа Меттиса. Наследие Колумбана оказало влияние на св. Аманда, епископа Моза-Траекта (ныне Маастрихт), основателя монастырей Баризиак (ныне Баризи-о-Буа) и Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О). Иона, автор Жития Колумбана, помогал св. Аманду в его миссионерской деятельности. К традиции Колумбана принадлежали «двойные» монастыри, в которых существовали как мужские, так и женские общины. Как правило, во главе таких монастырей стояли аббатисы из знатных родов, например, св. Бургундофара в Эбориаке и св. Теодехильда в Йотренском монастыре. При поддержке Евстасия св. Садальберга основала монастырь в Лингонах (ныне Лангр), впоследствии перенесённый в Лавдун. Монастыри традиции Колумбана пользовались особым вниманием франкских королей Хлотаря II, Дагоберта I, Хлодвига II (639–657 гг.) и Сигиберта III (639–656 гг.). Основатели многих монастырей были связаны с королевским двором, некоторые из них занимали важные придворные должности (например, при дворе Дагоберта I жили святые Авдуин, Элигий и Вандрегизил). Монастыри, которые строились на землях фиска и получали пособие из казны, нередко становились опорой королевской власти. Выходцев из Луксовия назначали на епископские кафедры. Так, Рагнахарий был епископом Базилии (ныне Базель), Ахарий возглавил епископство Новиомаг, а св. Аудомара король Дагоберт I назначил на кафедру Терванны (ныне Теруан). Основанный св. Аудомаром монастырь Ситиу (Сен-Бертен) пользовался поддержкой короля Хлотаря II и его супруги св. Бальтхильды (Батильды), которые также помогали аббатству Гемметик и монастырю Целла (Монтье-ла-Сель, близ города Труа), построенному св. Фродобертом (ум. в 673 г.), учеником аббата Вальдеберта. При поддержке короля Дагоберта I были основаны Солемниак, Ресбак, Фонтанелла и Эльнон. В 648 г. король Сигиберт III и майордом Гримоальд основали монастыри Стабул (ныне Ставло) и Мальмундарий (ныне Мальмеди), которые возглавил св. Ремакл, приглашённый из Солемниака. Исследователи полагают, что по совету св. Авдуина королева Бальтхильда пригласила в основанный ею между 657 и 661 гг. монастырь Корбея (см. Корби) монахов из Луксовия во главе с Теодефредом.

 



 
PR-CY.ru