КОДРАТ - Страница 3

Греческий иконописный подлинник – «Ерминия» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.), в разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» сообщает, что 10 марта пострадали «Святые Кодрат, с бородою, едва показавшеюся, Киприан, Анект и Криск, без бород, были усечены мечем»; упоминание о мученике Кодрате Никомидийском отсутствует. В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) есть разночтения. В лицевом подлиннике в редакции Сергея Тихоновича Большакова говорится: «Святых мученик Кондрата и иже с ним, млад аки Димитрий (великомученик Димитрий Солунский), власы со ушей попустилися, риза лазорь, испод киноварь, в правой руке крест, левая молебна, над ним облака мало, под облаком подпись глаголет: иже облаком воспитан бысть». Иконописный подлинник по списку Георгия Дмитриевича Филимонова упоминает то же изображение облака и надпись под ним, но даёт другую возрастную характеристику Кодрата: «…Подобием стар, сединами цветый и аки надсед, власы просты, брада гораздо меньше Иоанна Богослова», а также приводит описание облика пострадавших с ним мучеников: «Киприан подобием млад, власы просты и аки подстрижены, в дву ризах. Дионисий млад аки Димитрий, ризы просты. Анект подобием: брада невелика, надседа, власы с ушей, ризы мученическия, Павел подобием аки Козма (мученик Косма Асийский, бессребреник), и ризами. Крискент подобием: брада невелика, власы по плечам, в двух ризах, у всех в руках кресты». Существуют два типа изображения Кодрата и «иже с ним» – в сцене мучения (усекновение главы) и единоличные. В мучении: на миниатюре в Минологии из Бодлеянской библиотеки (1327–1340 гг.), на несохранившейся миниатюре к Житию святых в Минологии на февраль-март (Исторический музей, XI в.); в настенных минологиях в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.) – под 11 марта, сохранились надписи у Кодрата и Киприана, в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Трескавец, Македония (около 1340 г.) изображён только Кодрат, сохранилась надпись (атрибутирован как мученик Кодрат Никомидийский), в нартексе архиепископа Даниила 2, Печская патриархия, Косово и Метохия (1561 г.). Единолично: на миниатюре в греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов. Российская национальная библиотека, конец XV в.) – представлен только Кодрат как средовек с вьющимися волосами, бородой ниже средней, в руке крест; в настенных минологиях в церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (1335–1350 гг.) под изображениями мучеников сохранилась надпись: «Акиндин (искажённое Анект?) и иже с ним», в церкви святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.) Кодрат показан в рост, с крестом в руках, темноволосый, короткая клиновидная борода, за ним – нимбы сомучеников. Образ Кодрата постоянно включался в русские минеи. Под 10 марта он представлен, как правило, один, например, на минее годовой первой половины XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) – юный, без бороды; на минейной иконе на март-апрель из комплекта годовых миней второй половины XVI в. (собрание Михаила Борисовича Миндлина); на иконе на март конца XVI в. (Череповецкое музейное объединение), на минее годовой начло XIX в. (Угличский краеведческий музей); а также на гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., Российская государственная библиотека) – в воинских доспехах, и Ивана Любецкого (1730 г., Российская государственная библиотека) – в хитоне и гиматии.



 
PR-CY.ru