КОДРАТ - Страница 2

Во втором сказании о епископстве Кодрата не упоминается. Именно это сказание приводит в «Синаксаристе» Никодим Святогорец. Болландисты, поместившие сведения о Кодрате в «Acta Sanctorum», считали, что Кодрат Афинский не мог быть Магнесийским епископом Кодратом. Вторая традиция представляет собой смешение сказания об апостоле Кодрате и апологете по имени Кодрат, о котором исследователям известно из «Церковной истории» Евсевия, епископа Кесарии Палестинской. Дошедшие до нас синаксарные традиции позволяют исследователям сделать вывод о существовании епископа Магнесийского по имени Кодрат, принявшего, по мнению исследователей, мученический венец. Почитание Кодрата, епископа Магнесийского, в Константинополе на протяжении последующих веков засвидетельствовано в Синаксаре Константинопольской церкви под 22 сентября, где сказано, что память Кодрата совершалась в церкви Святой Софии, там же хранилась и его глава. В каноне Иосифа (IX в.) Кодрат тоже называется апостолом, говорится также, что его чудотворные мощи находились в Магнесии, и есть фраза о том, что он своей мудростью победил эллинских мудрецов. Последнее сообщение архиепископ Сергий (Спасский) рассматривал как указание на афинское происхождение Кодрата и не разделял Кодрата, епископа Магнесийского, и Кодрата Афинского, как предлагали болландисты. В Великих Минеях Четьих сказание об апостоле Кодрате, епископе Магнесийском, пострадавшем при Деции и Валериане, и о его дружине содержится под 21 сентября. Кодрат значится как апостол от 70 в современном календаре РПЦ. В греческом руководстве для иконописцев – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – описание облика Кодрата приведено в разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 21 сентября: «…Усечён был мечем… старец с закрученной бородой стоит на коленях, простерши к небу руки; над ним палач держит меч». В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) память святого приводится также под 21 сентября, его предписывается изображать единолично в традиционном для апостолов облачении – в хитоне и гиматии, с омофором – знаком епископского служения: «…Рус, плешив, брада руса же, уже Козьмины или Златоустовой (мученика Космы Асийского, бессребреника, или святителя Иоанна Златоуста), на плечах амфор, в руках Евангелие, риза верх дичь, испод лазорь, ризы апостольския» (то же, но с уподоблением облику апостола Иакова Зеведеева).

 



 
PR-CY.ru