«КОДЕКС ЮСТИНИАНА» - Страница 5

Кардинальное изменение плана систематизации правоустановительных актов исследователи связывают либо с влиянием самого Трибониана, либо (при его посредничестве) с влиянием представителей юридической школы. Принципиальное значение для понимания программы, предложенной в конституции «Deo auctore», имеет предписание составить новый кодекс из сочинений знатоков права в соответствии с системой кодекса конституций (т.е. первой редакции «Кодекса Юстиниана») или «Вечного Эдикта» («И когда эта материя будет собрана благодаря высшей Божественной милости, подобает возвести её в прекраснейшее сооружение и посвятить как бы собственный и священнейший храм справедливости, и все право собрать в пятьдесят книг по определённым титулам, по образцу Нашего кодекса конституций и Вечного Эдикта»). В конституции «Tanta» подобной инструкции нет – напротив, в ней указывается, что в «Дигестах» в ряде случаев составители отступали от системы «Вечного Эдикта» ради создания более упорядоченной структуры свода. Итальянская исследовательница М. Бьянкини полагает, что стремление построить свод «права юристов» по образцу кодекса императорских конституций может свидетельствовать о приверженности императора Юстиниана и на данной стадии систематизации концепциям, унаследованным от императора Феодосия II. Действительно, построение свода кодифицированного «права юристов» в соответствии с системой кодекса императорских конституций показывает, что император Юстиниан стремился не только унифицировать источники права, но и придать юридической доктрине субсидиарное по отношению к императорскому законодательству значение в полном соответствии с первой программой создания «Кодекса Феодосия» 429 г. Исследователи не исключают возможности того, что после создания кодекса упорядоченного «права юристов» император Юстиниан собирался приступить к реализации программы объединения императорских конституций и фрагментов сочинений юристов в один кодекс, что сделало бы его систематизацию идентичной проекту императора Феодосия II от 429 г. В конце 530 г., в момент издания конституции «Deo auctore», император Юстиниан по-прежнему придерживается Феодосиевой концепции систематизации источников права. Единственное существенное отличие юстиниановской программы того времени заключается в плане составить «Институции» – элементарный учебник права для студентов-юристов («...или если что-либо другое будет обнародовано Нами в качестве институций, чтобы невежественный дух учащегося, вскормленный несложным, легче продвигался к познанию более высокой науки»); впрочем, упоминание «Институций» в «Deo auctore» может быть и интерполяцией, внесённой Трибонианом в первоначальный текст конституции, когда она была реципирована в «Кодекс Юстиниана». Конституцией «Cordi» от 16 ноября 534 г. был введён в действие «Кодекс Юстиниана» второго (повторного) издания с 29 декабря 534 г.: «Мы в дальнейшем не позволяем никому зачитывать что-либо или из наших решений, или из других конституций, которые мы составили прежде, или из «Кодекса Юстиниана» первого издания, но только то, что записано в нашем настоящем очищенном и обновлённом кодексе, пусть во всех делах и судебных разбирательствах и имеет силу и зачитывается». Он был создан уже после завершения работ по составлению «Дигест» и «Институций» Юстиниана.

 



 
PR-CY.ru