КВИЕТИЗМ - Страница 6

По словам Хуана Фалькони, молящийся призван при обращении к Богу «забыть свою душу и свою жизнь; все внешние и внутренние свои чувства предать в Его волю, чтобы Он управлял человеком по Своему желанию и для Своей цели, как во времени, так и в вечности». Результатом такого предания себя Богу являются «мир, покой, безмолвие»; воля человека перестаёт помышлять о любой вещи, «сколь бы благой и сколь бы высокой та ни была». Франсуа Малаваль почти всю жизнь провёл в Марселе. В раннем детстве он ослеп, но с помощью секретаря учился по слуху, получил степени доктора канонического права и доктора теологии. В Марселе вокруг него сложился кружок последователей, практиковавших созерцательную молитву. Хотя Франсуа Малаваль не был клириком, к нему как к духовному учителю обращались за советами миряне и духовные лица. Большую известность получило его сочинение «Простой практический способ возвышения души к созерцанию» («Pratique facile pour élever l'âme à la contemplation»), первая часть которого была анонимно опубликована в 1664 г., а вторая – в 1670 г. Сочинение Франсуа Малаваля было известно как Мигелю де Молиносу, так и Жанне Марии Гюйон; таким образом, его влияние является одним из объединяющих факторов для итальянского и французского направлений квиетизма. В начале 1680 гг., во время квиетистских споров по поводу учения Мигеля де Молиноса, Франсуа Малаваль выступил в его поддержку; в письмах к римским друзьям и покровителям он побуждал их добиваться в Римской курии благоприятных для квиетистов решений. В 1685 г. Франсуа Малаваль познакомился с сочинением «Краткий и легчайший способ молиться» Жанны Марии Гюйон и дал ему высокую оценку. После осуждения Мигеля де Молиноса трактат Франсуа Малаваля был внесён в «Индекс запрещённых книг»; Франсуа Малаваль подчинился этому решению и направил покаянные письма папе Римскому Иннокентию XI (1676–1689 гг.) и французскому королю Людовику XIV (1643–1715 гг.). Впоследствии апология собственных воззрений и некоторых мнений французских квиетистов, а также критика осуждённых католической церковью положений Мигеля де Молиноса были представлены им в сочинении «Письмо аббату Фореста-Колони» («Lettre de Monsieur Malaval à Monsieur l'abbé de Foresta-Colongue», 1695 г.). Несмотря на то что этот трактат вскоре после издания также был внесён в «Индекс запрещённых книг», Франсуа Малаваль не подвергался преследованиям. В центре его мистических размышлений находилось учение о созерцательной молитве. Созерцание (contemplation) само по себе он определял как «общее, чистое и простое воззрение (regard) на присутствующего Бога», уточняя, что «общее» (universel) означает, что Бог должен рассматриваться вне всякого частного понятия; «чистое» (pur) означает, что в уме не должно быть никаких образов Бога; «простое» (simple) означает, что воззрение не должно быть размышлением (медитацией) о неких божественных темах. Следуя восходящей к «Ареопагитикам» традиции апофатического богословия и её интерпретации у Хуана де ла Круса, Франсуа Малаваль характеризовал молитвенное созерцание как «отрицание» (négation), «отречение» (abnégation), «неведение» (ignorance), утверждая, что для приближения к Богу требуется «отвержение всякой конкретной любви», «отречение от всех человеческих помыслов», «молчание чувств и разума».

 



 
PR-CY.ru