КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ - Страница 11

К двум частям сочинения Бернарда, которые Ульрих существенно исправил и дополнил, он добавил третью, касающуюся дисциплинарных вопросов (вопрос о соотношении сочинений Бернарда и Ульриха окончательно не решён). В настоящее время обнаружены ранние версии устава Ульриха. «Consuetudines» Ульриха получили широкое распространение в Германии. Клюнийские «обычаи» рассматривались как закономерное продолжение традиций монашеского общежития, восходивших к Бенедикту Нурсийскому. Аббаты Клюни и их помощники считали своей важнейшей задачей обеспечить неукоснительное соблюдение уставных норм в монастырях, включённых в Клюнийскую конгрегацию или принявших клюнийские «обычаи». Значение бенедиктинского устава определялось тем, что в эпоху Каролингов этот устав был введён как единственно обязательный во всех монастырях Западной Европы, кроме нескольких периферийных регионов (Испания, Ирландия, Южная Италия). О необходимости соблюдать бенедиктинский устав говорилось в решениях Германского собора (742 или 743 г.) и Ахенского синода (802 г.). Согласно постановлению Ахенского собора 816 г., монахам следовало выучить устав наизусть и привести монастырское богослужение в соответствие с его указаниями. В клюнийских сочинениях X–XII вв. руководители Клюнийской конгрегации представлены как духовные наследники преподобного Бенедикта Нурсийского, «отца монахов». Среди ключевых эпизодов в Житии св. Одона, составленном Иоанном Салернским, – повествование о восстановлении монашеской дисциплины в аббатстве Флёри, где хранились мощи преподобного Бенедикта; за это Одон был вознаграждён явлением святого (пересказ эпизода включён клюнийским агиографом Нальгодом во второе Житие св. Одона). Краткий обзор истории монашества приведён в прологе к Житию св. Майоля, составленному аббатом Одилоном: основоположниками монашеского чина (monasticus ordo) были пророк Илия и св. Иоанн Предтеча, но расцвет монашества наступил только после окончания гонений на христиан. Кодификацию норм монашеского общежития предпринял преподобный Бенедикт; его ученик св. Мавр был основоположником бенедиктинского монашества в Галлии. Впоследствии монастыри пришли в упадок, их насельники перестали соблюдать устав и вели свободный образ жизни. Возрождение монашества стало возможным лишь после основания аббатства Клюни благодаря деятельности праведных аббатов Бернона, Одона, Аймарда и Майоля. В XII в. клюнийский аббат Пётр Достопочтенный называл св. Одона восстановителем (reparator) и исправителем (reformator) уставных норм преподобного Венедикта и св. Мавра. Подробнее о преемстве между Венедиктом Нурсийским и клюнийцами сообщал Радульф Глабер. По его свидетельству, ученики св. Мавра укрылись от вражеского нашествия в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп. В эпоху, когда монахи перестали следовать дисциплинарным правилам (institutio iam pene defessa), насельники этого аббатства передали свои обычаи монахам аббатства Сен-Мартен в Отёне, благодаря которым духовное наследие св. Мавра было принято в монастыре Бом и затем через аббата Бернона «перешло» в Клюни.

 



 
PR-CY.ru