КЛИМОВ Михаил Георгиевич

КЛИМОВ Михаил Георгиевич (1881–1937 гг.) – хоровой дирижёр, педагог, автор переложений. Родился в семье рабочего-ткача. Окончил сельскую школу при Прохоровской фабрике в деревне Солнечная Гора Клинского уезда Московской губернии, в 1893 г. был принят по конкурсу в Синодальное училище церковного пения в Москве, где его наставниками стали Степан Васильевич Смоленский и Василий Сергеевич Орлов. В 1900 г. М.Г. Климов окончил училище с отличием, его имя было занесено на Золотую доску. В течение двух лет М.Г. Климов преподавал хоровое пение и обучал игре на скрипке в Тамбовском женском епархиальном училище. Составил методическое пособие «О церковном пении» (хранится в архиве М.Г. Климова в Российской национальной библиотеке). В 1902 г. в издательстве Петра Ивановича Юргенсона были опубликованы выполненные М.Г. Климовым и священником В.В. Лебедевым переложения песнопений Триоди Постной для небольших хоров (в первый выпуск вошли песнопения приготовительных недель к Великому посту и постовых служб, во второй – песнопения Страстной седмицы). В том же году С.В. Смоленский пригласил М.Г. Климова на должность помощника учителя пения (регента) в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. С учителем пения капеллы Степаном Александровичем Смирновым М.Г. Климов проводил церковные службы в Зимнем дворце и Царском Селе, стал любимым регентом императорской семьи. В 1904 г. М.Г. Климов поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, в класс теории Николая Александровича Римского-Корсакова, позднее – в дирижёрский класс Николая Николаевича Черепнина. В период учёбы дирижировал студенческими спектаклями «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, «Кащей бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова (в последнем с разрешения автора М.Г. Климов сделал добавления к финальному хору). Весной 1908 г. М.Г. Климов окончил консерваторию с большой серебряной медалью и получил звание свободного художника; его имя было помещено на мраморной доске, где первым стоит имя П.И. Чайковского. С того же года параллельно со службой в капелле начал преподавать в консерватории обязательные теоретические предметы (сольфеджио, гармонию, контрапункт, анализ музыкальной формы). В 1907 г. М.Г. Климов наряду с Петром Алексеевичем Петровым-Бояриновым и Павлом Ниловичем Драгомировым (Толстяковым) помогал С.В. Смоленскому в учреждении Регентского училища в Санкт-Петербурге. В этот период в издательстве П.И. Юргенсона были выпущены учебные пособия М.Г. Климова «Первоначальное сольфеджио: Интервалы и простейшие виды ритма» (М.; Лейпциг, без года) и «Краткое руководство к изучению контрапункта, канона и фуги» (М.; Лейпциг, 1911 г.; использовалось в качестве учебника в регентском классе капеллы и на летних регентско-учительских курсах в Санкт-Петербурге). В 1913–1917 гг. М.Г. Климов занимал должность учителя пения капеллы. В 1914 г. вместе с капеллой он принял участие в первом исполнении мистерии великого князя Константина Константиновича (псевдоним К.Р.) «Царь иудейский» в Эрмитажном театре Зимнего дворца; оркестром дирижировал автор музыки Александр Константинович Глазунов, главную роль исполнял автор мистерии. В 1915 г. М.Г. Климов был включён в хоровую практическую комиссию Товарищеского хорового издательства в Петрограде.

 



 
PR-CY.ru