КЛИМЕНТ, Зедергольм Карл Густав Адольф - Страница 4

Из отцов церкви выделял преподобного Исаака Сирина, говорил, что его труды глубже («гуще») произведений других авторов. В литературной деятельности Климент считал себя последователем архимандрита Леонида (Кавелина). Он исправил и дополнил «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» архимандрита Леонида (Кавелина), которое вышло третьим изданием (М., 1876 г.). Одним из первых Климент начал составлять жизнеописания оптинских старцев. В 1870 гг. вышли его труды, посвящённые преподобным Льву (Леониду; Наголкину) и Антонию (Путилову). Для подготовки жизнеописаний Климент использовал наследие архимандрита Леонида (Кавелина), неоконченные записки игумена Антония (Бочкова), ранее пытавшегося составить биографию старца Льва (Наголкина), келейные записки преподобного Антония (Путилова), письма преподобных Льва и Антония и других лиц, устные рассказы. Климент старался передать индивидуальные черты подвижников, особенности их характеров. Особое внимание уделил традиции старчества, «гонениям» на старца Льва (Наголкина), недоброжелателям среди архиереев и монахов. Климент собирал материалы и о жизни преподобного Моисея (Путилова), которые были включены архимандритом Иувеналием (Половцевым) в «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (М., 1882 г.). В том же издании вышла подготовленная Климентом статья «О пустынножительстве в Рославльских лесах». Также он собирал материалы для свода житий «русских ревнителей последних веков». В 1873 г. А.П. Толстой, находясь в Женеве, тяжело заболел. Его жена А.Г. Толстая, а также жена И.В. Киреевского Н.П. Киреевская обратились к Клименту с просьбой приехать и духовно поддержать графа. По благословению игумена Исаакия и старца Амвросия 6 июля 1873 г. Климент со своим келейником выехал из Оптиной пустыни. В калужском в честь Казанской иконы Божьей Матери монастыре он был рукоположён во иерея. В Москве получил заграничный паспорт и отправился через Варшаву, Вену и Мюнхен. В Женеву Климент прибыл 18 июля; успел напутствовать умирающего А.П. Толстого, который раньше отказывался принимать причастие из рук других священников. 23 июля Климент участвовал в отпевании графа в русской Крестовоздвиженской церкви в Женеве. Вернулся в Москву 2 августа, а 5 августа были совершены заупокойная литургия и панихида, за которыми он сослужил Московскому митрополиту Иннокентию (Вениаминову). По поручению вдовы А.П. Толстого Климент разбирал его архив. В 1877 г. в журнале «Душеполезное чтение» была опубликована заметка Климента о путешествии в Европу. Описывая быт и религиозные взгляды европейцев, автор рассуждал о сильнейшем распространении вольнодумства и безверия, в том числе среди протестантских пасторов. Вместе с тем отмечал, что и многие русские, не выезжая за границу, живут «очень далеко от своей Церкви и от своего народа». Полемика по вопросам православного учения занимала важное место в жизни Климента. Он критиковал Фредерика Вильяма Фаррара за книгу «Жизнь Иисуса Христа», Тертия Ивановича Филиппова за статьи в защиту прав единоверцев, Алексея Степановича Хомякова за полемику с отцами церкви; писал, что А.С. Хомякова нельзя считать учителем церкви.

 



 
PR-CY.ru