КЛЕАНФ - Страница 21

Изложение космологии Клеанфа предлагал также раннехристианский апологет Ермий Философ (II в.) в сочинении «Осмеяние языческих философов»; он противопоставлял мнение Клеанфа о началах мира учению Эпикура, однако собственной оценки взглядам Клеанфа не давал: «Клеанф, высунув голову из колодца, высмеивает твоё ([= Эпикура) учение и извлекает истинные начала – бога и вещество. (По его мнению,) земля превращается в воду, вода – в воздух, воздух поднимается вверх, огонь движется около земли, а душа распространяется по всему мирозданию, и мы одушевлены, поскольку обладаем её частью» (русский перевод второго предложения как высказывания самого Ермия исследователи считают ошибочным). Климент Александрийский в сочинении «Увещевание к язычникам» и в «Строматах» ссылался на Клеанфа как на философа, который излагал «не баснословную теогонию, но истинную теологию» и приводил стихотворный отрывок, в котором благо описывается с помощью 31 эпитета; хотя современные исследователи полагают, что Клеанф писал об этическом благе, Климент Александрийский считал, что речь в отрывке идёт о Боге как о Первоблаге и источнике всякого блага. По утверждению Климента Александрийского, Клеанф противопоставлял учение о едином Боге языческим многобожию и идолопоклонству, считая, что превратное представление о Боге коренится в рабском следовании мнению неразумной толпы; Клеанф выражал эту точку зрения в следующем стихе: «Несчастен всякий, кто подвластен мнению, / Напрасно думая найти в нём нечто доброе». Положительно оценивая этический ригоризм Клеанфа, Климент Александрийский ссылался на его учение о тождестве справедливого, полезного и приносящего счастье и цитировал некоторые моральные максимы Клеанфа. По мнению исследователей, отрицательные отзывы древних церковных писателей о Клеанфе по большей части основываются на некорректной интерпретации его учения на основании сведений, почерпнутых из ненадёжных источников, или отражают общее настороженное отношение христианских авторов к языческой философии. Так, согласно Епифанию Кипрскому, Клеанф утверждал, «что благо и прекрасное – это наслаждения; человеком он называл одну душу, богов – таинственными формами и священными именами, солнце – жрецом-предводителем, космос – таинством, а посвящённых в мистерии – причастными божественным вещам»; в этом отрывке отголоски подлинных мнений Клеанфа соединяются с чуждыми ему воззрениями. Апологет Феофил, епископ Антиохийский, приписывал Клеанфу характерное для Зенона Китийского и представителей кинизма учение о допустимости поедания человеческой плоти.

 



 
PR-CY.ru