КИСЕЛЬ Адам Григорьевич

КИСЕЛЬ Адам Григорьевич (1599 или 1600 – 1653 гг.) – лидер православной шляхты Речи Посполитой в 1630–1640 гг. Происходил из старинного рода волынской шляхты, родителей А.Г. Киселя звали Григорий и Феодора. Получил образование в Замойской академии, где познакомился с сыном основателя академии Т. Замойским, который в дальнейшем способствовал карьере А.Г. Киселя. В Замойской академии учились многие православные, в их числе Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов; исследователи полагают, что начало их контактов с А.Г. Киселём относится ко времени его обучения в Замостье. В православной вере по желанию родителей его наставлял Кассиан Сакович. В 1620 гг. А.Г. Кисель унаследовал от отца село Низкиничи Владимирского повета на Волыни. С 1617 г. А.Г. Кисель нёс военную службу, принимая участие в войнах Речи Посполитой с Россией и Османской империей, позднее со Швецией. В 1622 г. А.Г. Кисель был направлен как королевский посол на волынский сеймик, что говорит о расположении двора к нему. По мнению исследователей, в то время он не принадлежал к кругу православных шляхтичей, выступавших против религиозной политики короля Сигизмунда III Вазы, который всемерно поддерживал Брестскую унию. За свои заслуги А.Г. Кисель получил от короля земли на Черниговщине. Не порывая открыто с православием, А.Г. Кисель поддерживал контакты с униатскими иерархами: дружил с униатским Владимиро-Волынским епископом Иоакимом Мороховским, который сделал его своим душеприказчиком, митрополит Иосиф Вельямин Рутский отдал А.Г. Киселю в аренду одно из своих имений. Во второй половине 1620 гг. власти Речи Посполитой и униатская церковь направляли особые усилия на осуществление «новой унии»: предполагался созыв двух Соборов – православного и униатского, которые выработали бы условия соглашения для обсуждения на общем Соборе. Такие предположения находили известный отзвук среди православной шляхты. Предложенный план обсуждался на сейме 1629 г. представителем униатского митрополита Иосифа Рутского настоятелем Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря и главой Виленского братства Иосифом (Бобриковичем), посланником православной шляхты на сейме Лаврентием Древинским, другими представителями православных. В переговорах участвовал и А.Г. Кисель как один из послов на сейме от волынской шляхты. Его рукой написан итоговый документ обсуждений – проект конституции сейма о созыве соответствующих Соборов, чтобы принятые на общем Соборе решения были затем утверждены сеймом. Однако сейм постановления о созыве Соборов не утвердил, и уже после его роспуска соответствующее решение было принято королём. В королевском универсале указывалось, что Соборы созываются для «устранения различий с Римской Церковью, а их решения должны были быть представлены королю» (Архив Юго-Западной Руси. Киев, 1883 г., часть 1, том 6). В июле 1629 г. в Киеве должны были собраться православные, чтобы подготовиться к участию в совместном Соборе во Львове осенью 1629 г. Королевским послом на Собор в Киеве по рекомендации митрополита Иосифа Рутского был направлен А.Г. Кисель.

 



 
PR-CY.ru