КИРИЛЛА и АННА

КИРИЛЛА и АННА, Киприлла, Агния (конец III – начало IV вв.?) – мученицы (память 5 июля; память в Византийской церкви 4 и 5 июля; память в Греческой церкви 4 июля). В календаре Русской православной церкви ошибочно объединены под одним днём памяти двух мучениц: пострадавшей в Кирене Ливийской Кирилле (которая в греческих источниках именуется Киприллой) и казнённой в Риме Анны (в большинстве источников Агния, основной день памяти отмечается 21 января); ни история мученичества, ни традиция почитания этих святых не связаны друг с другом. Киприлла была последовательницей священномученика Феодора, епископа Кирены (сведения о ней содержатся в Житии этого святого). Кроме того, существуют неопубликованное пространное Житие мучениц Киприллы, Арои (Рои) и Лукии (сохранилось в рукописи XII–XIII вв.) и краткие синаксарные Жития мученицы Киприллы. Киприлла родилась в Кирене, происходила из христианской семьи, прожила в браке два года и во вдовстве – 28 лет. Она страдала сильными головными болями и в надежде на облегчение этого недуга пришла к епископу Феодору, который за исповедание христианской веры находился в темнице. Получив от него исцеление, Киприлла вместе с другими женщинами-христианками, Лукией и Ароей, прислуживала священномученику. Вскоре после смерти епископа Феодора Киприлла была схвачена и приведена к правителю Кирены Дигниану. После отказа принести жертвы языческим богам её подвергли пыткам. Палачи положили ей на ладонь горячие угли и насыпали сверху ладан. Чтобы таким образом Киприлла невольно совершила каждение идолам, они держали её руку, пока та не сгорела. Потом мученицу повесили на дереве и стали строгать её тело. Во время пыток Киприлла скончалась. Её тело было погребено Лукией и Ароей, которые после этого были схвачены и казнены. На могиле Киприллы выступала роса, которая имела целительные свойства. Если сведения Житий и синаксарей согласуются между собой, то в Патмосском списке Типикона Великой церкви (IX–X вв.) мученица названа Коприллой, уточняется, что её родители-христиане были знатного происхождения, а она вступила в брак в возрасте 14 лет; местом её казни назван город Полидор. Священномученик Феодор и три мученицы пострадали в гонение императора Диоклетиана, но год в агиографических источниках не уточнён. Никодим Святогорец и вслед за ним некоторые агиографы считали, что это произошло в 299 г., однако западные исследователи предполагали, что святые были казнены во время жестоких преследований христиан, инициированных Максимином Дайей (305–311 гг.), во владения которого входила Африка. По мнению кардинала Цезаря Барония, Киприлла пострадала в 310 г., с чем согласны болландисты. В современном календаре Русской православной церкви казнь Киприллы ошибочно отнесена к 304 г., а епископа Феодора, который на самом деле скончался раньше её, – к 310 г. В греческих агиографических источниках память Киприллы указывается под 4 июля: в Житии мучениц Киприллы, Арои и Лукии, в Синаксаре Константинопольской церкви, в стишных синаксарях, в «Синаксаристе» Никодима Святогорца; или под 5 июля: в Патмосском списке Типикона Великой церкви, в большинстве византийских синаксарей (семейства B, С, D, K, по классификации Ипполита Делеэ), в греческой печатной Минее (Венеция, 1591 г.). В современном календаре Греческих церквей память Киприллы отмечается 4 июля. Из-за того что в ряде агиографических памятников, например, в синаксарях семейства В, под 5 июля одно за другим помещены Жития мученицы Киприллы и мученицы Агнии, впоследствии их имена были объединены: в славяно-русском нестишном Прологе и в Великих Минеях Четьих краткие Жития этих мучениц также находятся рядом. Болландисты и архиепископ Сергий (Спасский) отмечали, что в некоторых византийских синаксарях и Минеях с синаксарными Житиями имя Киприлла заменено именем Кирилла. В славянских памятниках имя Кириллы появляется под 5 июля в нестишных Прологах пространной редакции. В стишных Прологах, напротив, сохраняется имя Киприлла, её память под 4 июля объединена с памятью Лукии и Арои. Великие Минеи Четьи содержат сведения как стишных, так и нестишных Прологов, поэтому под 4 июля в них приводится память св. жён, уверовавших во Христа благодаря священномученику Феодору (без перечисления имен), со стихословием и без Жития, а под 5 июля – память Кириллы с кратким Житием. В Римском Мартирологе под 5 июля упомянута пострадавшая в Кирене мученица по имени Кирилла.

 
PR-CY.ru