КИРИЛЛ, Косма

КИРИЛЛ, Косма (1337–1427) – Белозерский, основатель Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, преподобный (память 9 июня, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых). Основные сведения о Кирилле содержат посвящённые ему агиографические произведения. Житие святого написано Пахомием Логофетом (Сербом) в начале 1460 гг. В.М. Яблонский выделил две редакции Жития: первую, написанную Пахомием, и вторую, принадлежавшую его перу предположительно. Появление второй редакции, по мнению исследователя, представляло собой «механическое сокращение» первой, оно было вызвано целями «богослужебно-гомилетическими». По мнению Гелиана Михайловича Прохорова, вторую редакцию создал Пахомий «в литургических целях». Датировка редакций основывается на косвенных признаках. По мнению В.М. Яблонского, первая редакция создана между мартом и маем 1462 г. Верхняя граница основана на отсутствии в ранних списках Жития сведений о поставлении игумена Кириллова Белозерского монастыря Трифона на Ростовскую кафедру (хиротония состоялась 13 мая 1462 г.). Нижняя граница определяется чтением: «...Овогда повелен быв тогда самодержцем великым князем Василием Васильевичем». Исследователь сделал вывод, что редакция была написана после смерти великого князя Василия II Васильевича, последовавшей 27 марта 1462 г. Время написания второй редакции определяется по дате создания самого раннего списка – по мнению В.М. Яблонского, им следует считать рукопись 1475 г. (Библиотека Академии Наук Литвы). В современных описаниях сборник датируется 1480–1490 гг. Ранние списки второй редакции уже имеют чтение о епископской хиротонии игумена Трифона. Таким образом, исследователи предполагают, что первая редакция Жития Кирилла предшествовала второй. Самые ранние списки первой редакции исследователи датируют 1470 гг. (Российская государственная библиотека; Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН), второй редакции – 1480–1490 гг. (Исторический музей, Российская национальная библиотека, Библиотека Академии Наук Литвы). В Торжественниках из Кириллова Белозерского монастыря читалась, как правило, вторая редакция Жития (Российская национальная библиотека, 1389 г.). Круг источников Жития был определён Василием Осиповичем Ключевским: воспоминания учеников Кирилла (некоторые из них названы Пахомием – преподобный Кассиан, настоятель Кириллова Белозерского монастыря, преподобный Мартиниан, игумен Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, старец Кириллова монастыря Игнатий) и Духовная грамота Кирилла (текст грамоты передан с пропусками и поправками). Пахомий сообщает, что взялся за свой труд по повелению великого князя Василия II Васильевича, с благословения митрополита Феодосия (Бывальцева) и по настоянию игумена Кассиана. Среди побудительных мотивов написания Жития исследователи называют стремление братии зафиксировать уклад жизни, установленный основателем монашеской общины (значительную часть текста занимает монастырский устав и обсуждение вопроса монастырского землевладения).

 



 
PR-CY.ru