КИРИЛЛ I (II)

КИРИЛЛ I (II) – Антиохийский патриарх (около 1170 – 1183 гг.). Патриаршество Кирилла I (II) исследователи относят к периоду владычества в Сирии крестоносцев, когда Антиохийские патриархи проживали в изгнании в Константинополе и избирались византийскими императорами. Кирилл I (II) был преемником патриарха Афанасия I (1157–1170 гг.). Первое упоминание о нём относится к 11 июля 1173 г., когда он вместе с Иерусалимским патриархом Никифором II подписал синодальный акт Константинопольского патриарха Михаила III Анхиала о перемещении митрополита Михаила Анкирского на Керасунтскую кафедру. В 1170 гг. Константинопольская церковь при поддержке византийского императора Мануила I Комнина вела активные переговоры о воссоединении с Армянской Апостольской церковью, центр которой в то время находился в Киликийской Армении. В 1174 г. армянский католикос Григор IV Тха отправил со своим бывшим учителем греческим священником Константином послание императору Мануилу, сообщая о желании восстановить церковное единство и прося поставить Константина епископом Иераполя (в юрисдикции Кирилла I (II); ныне Манбидж, Сирия). 10 января 1177 г. Кирилл I (II) участвовал в Соборе под председательством патриарха Михаила, на котором было составлено послание армянскому католикосу с признанием его правоверия. В 1178/1179 г. на Соборе Армянской церкви в Ромкле вновь обсуждались вопросы воссоединения церквей и армяно-византийского сотрудничества в церковно-политических делах на Ближнем Востоке. Однако смерть императора Мануила I Комнина в сентябре 1180 г., кризис Византийской империи и новое обострение военных действий мусульман против крестоносцев привели к прекращению этих контактов. В начале 1178 г. папа Римский Александр III в послании антиохийскому клиру выразил опасения по поводу распространившегося слуха о договорённости антиохийского князя Боэмунда III и византийского императора Мануила I Комнина о подчинении Антиохийской церкви Константинопольскому престолу. Других сведений о подобной договорённости у исследователей нет. Если такое решение было принято, то оно могло быть связано с женитьбой князя Боэмунда на племяннице Мануила Феодоре (между 1175 и 1187 гг.). Фактически подобный план Мануила I Комнина и Боэмунда III уже реализовывался в 1165–1170 гг., когда на кафедру Антиохии на некоторое время вернулся Афанасий I. Хотя возвращение православного патриарха в Антиохию не могло означать формального подчинения её Константинопольской церкви, оно должно было способствовать росту и церковного, и политического влияния Византии в Сирии. По мнению исследователей, попытка Мануила I Комнина и Боэмунда III вновь опереться на православную иерархию Антиохийской церкви в конце 1170 гг. не увенчалась успехом. Кирилл I (II) умер в Константинополе после тяжёлой болезни. У его смертного одра собрались члены Константинопольского синклита и Синода во главе с Константинопольским патриархом Феодосием I Ворадиотом и Иерусалимским патриархом Леонтием II. Поскольку Кирилл I (II) уже шесть дней пребывал в агонии, патриарх Леонтий II, как рассказывается в его Житии (начала XIII в.), повелел ангелу немедля забрать душу умирающего, чтобы избавить его от мучений, и тогда Кирилл I (II) скончался.

 
PR-CY.ru