КИРИКОВ Василий Осипович

КИРИКОВ Василий Осипович (1900–1978 гг.) – художник-реставратор, живописец и копиист. Происходил из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе (1911–1914 гг.), откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Николай Иванович Брягин. В музее В.О. Кириков работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашён Игорем Эммануиловичем Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 гг. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 гг. работал в Государственных центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешёл в секцию реставрации темперной живописи Третьяковской галереи. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). С 1934 г. В.О. Кириков – бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946–1956 гг. – реставратор Государственных центральных реставрационных мастерских (ГЦХРМ), в 1954–1960 гг. работал в музее Андрея Рублёва. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской церкви в Старой Ладоге, в 1934 г. – церкви Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем В.О. Кирикова связана реставрация многих икон XII–XV вв.: в 1948–1950 гг. он осуществил консервацию живописи XI в. на иконе «Апостолы Пётр и Павел» (Новгородский музей-заповедник); совместно с другими реставраторами Государственных центральных реставрационных мастерских принимал участие в расчистке икон Божьей Матери «Великая Панагия» («Ярославская Оранта») из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (первая треть XIII в., Третьяковская галерея), великомученика Димитрия Солунского из Успенского собора Дмитрова (конец XII в., Третьяковская галерея), Божьей Матери Печерской (Свенской) из Свенского Успенского монастыря (около 1288 г. (?), Третьяковская галерея), «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (около 1408 г., Третьяковская галерея), «Собор Божьей Матери» из Пскова (последняя четверть XIV в., Третьяковская галерея). В Третьяковской галерее в качестве старшего реставратора В.О. Кириков расчищал наиболее ценные иконы, в частности, Высоцкий (1380–1390 гг.?) и Васильевский (1420 гг.) чины и др. В 1928 г. В.О. Кириков копировал лик иконы великомученика Димитрия Солунского конца XII в. из Третьяковской галереи, в 1938–1941 гг. – картину «Утро стрелецкой казни» Василия Ивановича Сурикова (1881 г., Третьяковская галерея), в 1960–1963 гг. – икону «Святая Троица» преподобного Андрея Рублёва для музея Андрея Рублёва. Исполнил копии с картин Яна ван Эйка и Рембрандта из картинной галереи Дрездена. Написанные В.О. Кириковым пейзажи и жанровые картины свидетельствуют о многогранном таланте художника. В его художественном наследии специалисты выделяют этюды «Новгородские колхозницы» (1935 г., Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи, Саранск), «Ильмень-озеро» (1937 г.), «Новгород после войны» (1947 г.), а также многочисленные пейзажи Мстёры, Ветлуги, Ферапонтова, Звенигорода, Новгорода и Суздаля. Автор триптиха «Житие Андрея Рублёва» (1972 г., музей Андрея Рублёва). Персональные выставки творческих работ В.О. Кирикова состоялись в Москве в 1958 и 1972 гг. В.О. Кириков – заслуженный деятель искусств РСФСР (1970 г.), лауреат Государственной премии РСФСР имени Ильи Ефимовича Репина (1974 г.). Похоронен на Новокунцевском кладбище. В реставрации древнерусской живописи оставили заметный след сын В.О. Кирикова Александр Васильевич Кириков (род. в 1924 г.) и его внуки Валерий Александрович (1945–1990 гг.) и Елена Александровна (род. в 1955 г.) Кириковы.

 
PR-CY.ru