КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

Автономные и самоуправляемые церкви обязаны также принимать участие в расходах на содержание высшей власти кириархальной церкви, хотя на практике это не всегда имеет место. Символом канонической зависимости служит получение св. мира автономными и самоуправляемыми церквами от кириархальной церкви. Понятие «кириарх» иногда употребляется для обозначения первого епископа поместной церкви по отношению ко всем находящимся в его юрисдикции епархиальным епископам. В этом смысле Патриарх Московский и всея Руси является кириархом по отношению ко всему епископату Русской православной церкви, а канонически зависимый от патриарха предстоятель Украинской церкви митрополит Киевский является кириархом для всего епископата Украинской церкви. Юрисдикционная зависимость от кириархальной церкви определяет взаимоотношения между предстоятелями автономной и кириархальной церквей, а также между коллегиальными органами церковной власти, но не определяет статус епископов и клириков. Старшинство между епископами, пресвитерами и диаконами не зависит от того, принадлежат ли они к автономной (или самоуправляемой) церкви или находятся в прямой юрисдикции высшей власти кириархальной церкви. Юрисдикционная связь между автономными и кириархальными церквами обусловлена историческими причинами. Во многих случаях эта связь восходит к отношениям Церкви-Матери и основанных ею церквей. Тем не менее, понятия «кириархальная церковь» и «Церковь-Мать» имеют разные значения. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, во многих случаях дочерние церкви обрели автокефалию и тем самым перестали зависеть от Церкви-Матери как от кириархальной церкви. Так, для Русской церкви и балканских православных церквей Церковью-Матерью является Константинопольская церковь, но она не является для них кириархальной церковью ввиду их автокефального статуса. Во-вторых, в отдельных случаях автономная церковь меняет свою юрисдикцию и переходит в юрисдикцию церкви, не являющейся её Церковью-Матерью. Так, Финляндская автономная церковь, основанная Русской церковью, самочинно перешла в юрисдикцию Константинопольского патриархата, и с 1957 г. Церковь-Мать признала этот её статус. Иерусалимская церковь является Церковью-Матерью всех церквей, но она не имеет по отношению к другим церквам кириархального статуса, а во II–IV вв. сама зависела от церкви Кесарии Палестинской, которая, таким образом, являлась для неё кириархальной церковью. Понятия «Церковь-Мать» и «дочерняя церковь» относятся к истории возникновения церквей, а понятие «кириархальная церковь» – к статусу церквей и их юрисдикционным каноническим взаимоотношениям.



 
PR-CY.ru