КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 56

В конце XIII – начале XIV вв., по мнению Сисиу, была создана недавно опубликованная икона Божьей Матери «Одигитрия» в рост, находящаяся в иконостасе и близкая по стилю живописи к росписям наоса. Исследователи относят её к числу лучших произведений консервативного направления, распространённого в живописи данного региона в раннепалеологовский период, и сопоставляют её с иконой великомученика Георгия из Струги (1266/1267). Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Зевгостаси (до 1927 г. – Долиани) находится в 25 км к северо-западу от Кастории. Она представляет собой храм типа вписанного креста, с куполом на четырёх опорах, с трёхгранной апсидой и внутренним нартексом с цилиндрическим сводом. Купол стоит на восьмигранном барабане с четырьмя окнами, два из которых заложены. В более позднее время была сооружена пристройка наподобие галереи, выходившая с южной стороны в экзонартекс. Во время реставрации галерея и экзонартекс были снесены. Храм построен в традиционной смешанной технике из неотёсанных камней с вкраплениями плинфы. Из кирпича выложены своды и декоративные арочки на гранях барабана, торцах рукавов креста и гранях апсиды. Кирпичный орнамент с керамическими вставками украшает также торец южного рукава креста. В торцах рукавов креста нет окон, из-за чего интерьер храма довольно тёмный. В храме сохранились фрагменты фресок, которые исследователи датируют 1432 г. по надписи в южном рукаве креста. К этому же или чуть более раннему времени исследователи относят и постройку храма. Фрески традиционно располагались в три яруса. В апсиде изображена Богоматерь на троне с надписью: «Перивлепта», в куполе – Христос Пантократор, в сводах рукава креста – двунадесятые праздники, в верхних частях стен сохранились фрагменты Страстного и Богородичного циклов, некоторые ветхозаветные сюжеты («Гостеприимство Авраама»). Нижние части стен занимают два яруса изображений святых – погрудные в медальонах и фигуры в рост. По иконографии росписи в Зевгостаси продолжают традиции искусства Македонии XIV в. как в целом, так и в конкретных деталях (например, характерное изображение воскрешённого Лазаря сидящим в гробу, аналогичное фрескам в Ватопеде, Грачанице, церкви Афанасия Великого «ту Музаки»). Прослеживается также связь иконографии этих фресок с произведениями касторийской мастерской рубежа XV и XVI вв. и так называемой фиванской школы XVI в., в том числе на уровне некоторых редких мотивов (например, изображение Пилата на коне со свитой, включённое в сцену «Шествие на Голгофу»; особый вариант композиции «Предательство Иуды» и др.). По стилю живописи фрески Зевгостаси примыкают к росписям целого ряда касторийских храмов (великомученика Георгия Победоносца «ту Вуну», святителя Николая Чудотворца «ту Дзодза» и др.) и продолжают антиклассическую линию конца XIV в. Самая близкая стилистическая параллель этим фрескам – росписи касторийского храма апостола Андрея Первозванного «ту Русули». Крупные, тяжеловесные фигуры в напряжённых позах, специфические типы лиц с неправильными пропорциями, контрастные тени, стилизованные яркими пробелами в виде штрихов, расходящихся от глаз, – всё это придаёт образам Зевгостаси острую выразительность. В нартексе есть росписи, выполненные, согласно надписи, в 1749 г. В церкви Успения Пресвятой Богородицы находится фрагментарно сохранившаяся большая рельефная икона неизвестного св. воина.



 
PR-CY.ru