КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ, киево-печерский распев – певческая традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковно-певческой традиции. Появившийся в одноголосной и существующий ныне в многоголосной форме, киево-печерский напев хватывает весь корпус богослужебных песнопений и отличается яркой стилевой оригинальностью. По мнению составителей издания Киево-Печерского Обихода начала XX в. – регента митрополичьего хора Благовещенской церкви Киево-Печерской лавры иеромонаха Иадора (Ткаченко) и др., киево-печерский напев сложился на основе знаменного, киевского и южнославянского распевов. Монодийные образцы киево-печерского напева исследователи встречают в украинских и белорусских рукописных Ирмологионах конца XVI – середины XIX вв., нередко сопровождаются ремарками «МП» (монастыря печерского), «Києвопечерский», «Печерский», «Киевопечерский лаврский», «Лаврский», «Лаврского напѣлу». Многие Ирмологионы были созданы в Киево-Печерской лавре или находятся в её фондах. Юрий Павлович Ясиновский описал больше 50 источников, непосредственно связанных с этим монастырём. Большинство этих певческих сборников хранится в Институте рукописи Национальной библиотеке Украины имени В.И. Вернадского Национальной Академии Наук Украины (один – в Отделе старопечатных книг той же библиотеки, 1775 г.), а также в фондах Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Некоторые Ирмологионы Киево-Печерской лавры были недавно обнаружены В.А. Зинченко (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник). Несколько экземпляров находится в библиотеках и музеях Киева (Музей книги, 1720 гг.), Москвы (Российская государственная библиотека, 1701 г.; Государственный исторический музей, 1718–1720 гг.), Санкт-Петербурга (Российская национальная библиотека, последняя четверть XVIII в.). Самые ранние Ирмологионы, непосредственно связанные с Киево-Печерским монастырём, исследователи относят ко второй четверти XVII в. О принадлежности этому монастырю ряда певческих сборников могут свидетельствовать имеющиеся в них гравюры, известные исследователям также по книжным изданиям обители (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, вторая четверть XVII в.;, 1629 г.). Некоторые экземпляры были написаны вне монастыря, но со временем стали его собственностью: это Ирмологионы киевского (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского) и смежных (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского) регионов, а также сборники российского происхождения: Ирмологион московского Симонова Нового в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского), Осмогласник из села Жданова Смоленской губернии (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского) и др. В ряде украинских Ирмологионов XVIII–XIX вв., составленных как в Киево-Печерской лавре, так и в других местах, отмечена их принадлежность разным храмам и частям обители: Великой Успенской церкви (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, 1720 гг., 1720–1730 гг.; Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, XIX в., 1854 г.), Дальним пещерам (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, 1780 гг.), Ближним пещерам преподобного Антония (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, конец XVIII в.), церкви Рождества Богородицы Дальних пещер (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского), просфорне (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского), Никольскому Больничному монастырю (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, 1720–1730 гг., после 1768–1770 гг.), Феодосиевской церкви (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, Киевская духовная академия).

 



 
PR-CY.ru