КАНДИНСКИЙ Алексей Иванович

КАНДИНСКИЙ Алексей Иванович (1918–2000 гг.) – музыковед-историк, исследователь русской музыкальной культуры. Вырос в семье, где соблюдались православные традиции (А.И. Кандинский вспоминал о частых посещениях церковных служб вместе с родственниками, об их прекрасном знании богослужения и участии в клиросном пении). В 1935–1939 гг. обучался в музыкальном училище имени Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (класс фортепиано профессора Василия Николаевича Аргамакова). В 1948 г. окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории (специальный класс профессора Георгия Всеволодовича Келдыша), в 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблема народности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова 60-70-х годов» (научный руководитель Г.В. Келдыш), в 1984 г. – докторскую диссертацию «Н.А. Римский-Корсаков». В 1948–2000 гг. преподавал историю русской музыки в Московской консерватории; в 1959–1992 гг. – заведующий кафедрой истории русской музыки. Круг научных интересов А.И. Кандинского составляли общие вопросы развития русского музыкального искусства, творчество отдельных русских композиторов (Николая Андреевича Римского-Корсакова, Модеста Петровича Мусоргского, Сергея Васильевича Рахманинова, а также Михаила Ивановича Глинки, Александра Сергеевича Даргомыжского, Милия Алексеевича Балакирева, Анатолия Константиновича Лядова, Александра Константиновича Глазунова, Николая Ивановича Пейко), проблемы сценической интерпретации русской оперной классики. Интерес учёного к истории взаимодействия русской музыкальной классики с православной культурой нашёл отражение в работах о творчестве Н.А. Римского-Корсакова (прежде всего, об опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), С.В. Рахманинова («Колокола» и «Симфонические танцы»), в главе о М.А. Балакиреве для нового учебника по истории русской музыки (конец 1990 гг., издано в 2009 г.) и особенно в последних статьях об операх «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова и «Хованщина» М.П. Мусоргского (опубликовано в 2000 и 2002 гг.). А.И. Кандинский одним из первых музыковедов советского периода обратился к изучению духовной музыки С.В. Рахманинова. В статье «Памятники русской культуры» (1968 г.) наряду с историко-стилистическими обобщениями он указал на древнерусские истоки мелоса в творчестве композитора в целом и в литургических циклах в частности (особое внимание уделено «Всенощному бдению»). Впоследствии А.И. Кандинский осуществил развёрнутое исследование духовно-музыкального наследия С.В. Рахманинова, опубликовав монографические очерки о «Всенощном бдении» (1991 г., на основе статьи-послесловия в издании произведения (1989 г.)) и о «Литургии» (1993 г.). В этих работах помимо подробного технического анализа содержится история создания и исполнения этой музыки. Изучая в Государственном центральном музее музыкальной культуры (ГЦММК) имени М.И. Глинки автограф «Литургии» С.В. Рахманинова, А.И. Кандинский обратил внимание на первоначальный вариант хора «Благослови, душе моя, Господа» (издано в 1994 г.). А.И. Кандинскому принадлежит больше 150 работ по истории русской музыки, в том числе монографии, статьи, главы в учебниках, предисловия в нотных изданиях. А.И. Кандинский – составитель и редактор более 30 научных сборников, учебных программ и различных коллективных трудов.

 
PR-CY.ru