КЕЙЛЬ Карл Фридрих

КЕЙЛЬ Карл Фридрих (1807–1888 гг.) – немецкий лютеранский библеист ортодоксального направления. Из семьи ремесленников. В 1821 г. К.Ф. Кейль уехал к дяде в Санкт-Петербург, чтобы обучаться столярному делу, но по состоянию здоровья не смог заниматься ремеслом и был определён в религиозную школу Петершуле при евангелическо-лютеранской церкви св. апостола Петра. Как способный ученик К.Ф. Кейль получил стипендию для продолжения обучения на богословском факультете Дерптского (ныне Тартуского) университета. В 1830 г. К.Ф. Кейль окончил университет со степенью кандидата богословия. За сочинение «Rationalistae, qui vocantur, veris ecclesiae evangelicae membris adnumerari nequeunt» («Рационалисты, о которых говорят, что они не могут быть причислены к членам истинной евангелической Церкви») К.Ф. Кейль получил серебряную медаль. Продолжил образование в Берлине, где слушал лекции Эрнста Вильгельма Генгстенберга. В 1833 г. К.Ф. Кейль был приглашён в Дерптский университет занять кафедру экзегетического богословия. В этом же году была издана его первая книга – «Apologetischer Versuch über die Bücher der Chronik und über die Integrität des Buches Ezra» («Апологетическое исследование о книгах Паралипоменон и о единстве книги Ездры»). В 1838 г. К.Ф. Кейль защитил докторскую диссертацию «Apologia Mosaicae traditionis de mundi hominumque originibus exponentis» («Защита Моисеева предания, объясняющего происхождение мира и людей») и получил звание экстраординарного, а с 1839 г. – ординарного профессора. В 1841 и 1851–1854 гг. К.Ф. Кейль был деканом богословского факультета. В конце 1858 г. оставил преподавание и в 1859 г. поселился в Лейпциге, полностью посвятив себя библейской экзегезе. Вместе с Францем Деличем К.Ф. Кейль написал комментарий на всё Священное Писание. К.Ф. Кейль работал преимущественно с книгами Ветхого Завета, охватив Пятикнижие, все исторические книги, книги пророков Иеремии и Даниила, книги малых пророков, а также маккавейские книги. Среди новозаветных книг К.Ф. Кейль прокомментировал четыре Евангелия, соборные послания апостолов Петра и Иуды и Послание евреям. Строго традиционалистская позиция К.Ф. Кейля принесла его комментарию популярность среди русских библеистов. На работы К.Ф. Кейля ссылаются Павел Александрович Юнгеров, епископ Михаил (Лузин), протоиерей Николай Александрович Елеонский. К.Ф. Кейль является автором ряда трудов по библейской археологии: «Der Tempel Salomo's» («Храм Соломона»; 1839 г.), «Handbuch der biblischen Archäologie» («Библейская археология»; 1858 г.). Последнее сочинение было переведено на русский язык под редакцией Аким Алексеевича Олесницкого («Руководство к Библейской археологии». Киев, 1871 г., том 1: «Богослужебные отношения израильтян», 1874 г., том 2: «Гражданственно-социальные отношения израильтян»).

 
PR-CY.ru