КВИРИН

КВИРИН – языческое римское божество. В республиканскую эпоху считалось, что имя Квирин восходит к сабинскому curis (копьё) или к названию сабинского города Куры. Однако эта этимология не подтверждается законами исторической грамматики и в настоящее время поддерживается немногими историками. Наиболее надёжной исследователи считают этимологию имени Quirоnus, предложенная Паулем Кречмером, который убедительно показал, что название римлян «Quirоtes» – «квириты» является не этниконом, как, например, «Samnоtes» – «самниты», а апеллативом «граждане» от «сограждане» («co-uirоtes»). Таким образом, Квирин изначально был богом гражданского единства. Тем не менее, совсем не принять во внимание при определении «сабинский» источник культа Квирина нельзя из-за ряда указаний в античной традиции на связь сабинян с Квирином. Кроме прочего исследователям известно, что в 241 г. до н.э. в Риме была создана Квиринская триба (tribus Quirina, территориальный и избирательный округ), в составе которой были исключительно сабиняне, а Э.К. Эванс обнаружила археологические следы культа Квирина в сабинских землях. Исследователи полагают, что Квирин входил в древнейшую римскую триаду богов: Юпитер, Марс и Квирин, место которой впоследствии заняла Капитолийская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Квирин входил в известный исследователям каталог римского царя Нумы Помпилия, на что указывает праздник Квириналий (17 февраля). Фламин Квирина (Flamen Quirinalis) был четвёртым по значимости жрецом Рима (после Rex sacrorum и фламинов Юпитера и Марса). Происхождение Квирина объясняли различным образом. Согласно наиболее распространённой гипотезе, Квирин вошёл в древнейшую триаду богов в результате синойкизма жителей Палатинского и Квиринальского холмов: латинов и сабинян. На это указывает, во-первых, то, что места культового почитания Квирина во все эпохи существования Рима ограничивались Квириналом (холмом Квирина). Во-вторых, исследователям известно, что в Риме существовало две коллегии жрецов салиев, которых называли соответственно Salii Palatini и Salii Collini (т.е. Квиринала): первые были жрецами Марса, а вторые – Квирина. В-третьих, согласно традиции, Нума Помпилий, царь, который на заре римской истории упорядочил культ и календарь Рима, происходил из сабинского города Куры. Теория синойкизма позволяет исследователям объяснить состав первоначальной римской триады богов и источник сабинской этимологии имени Квирина: исследователи полагают, что Марс и Квирин – боги войны жителей Палатина и Квиринала (латинов и сабинян), которые объединены в триаде верховенством Юпитера. Квирин (так же как и Марс) обладал священным оружием (arma Quirini), впрочем, придавалось ли копью в культе Квирина такое же значение, как и в культе Марса, исследователи до конца не знают. Наравне с Марсом Квирин – божество салийского щита. Довольно рано Квирина стали воспринимать как манифестацию Марса, основное свидетельство о котором принадлежит комментатору Вергилия Сервию: «Ведь когда Марс неистовствует, он зовётся Gradivus (наступающий), а когда спокоен – Quirinus. Именно поэтому в Городе два его храма: один, расположенный внутри Города, Квирина как Защитника и находящегося в покое, а другой, вне Города, на Аппиевой дороге близ от ворот, как Воителя, т.е. Наступающего». А. Магделен полагает, что уже после возникновения города (urbs) Квирин появляется как божество и его хранитель, в то время как Марс становится тогда защитником ager Romanus. По меньшей мере, с III в. до н.э. Марс и Квирин объединяются в своих культовых именах. Тем не менее, говорить об изначальном тождестве Марса и Квирина исследователи не могут. С III в. до н.э. легендарный основатель Рима Ромул отождествляется с Квирином, устойчивым это отождествление становится в 40 гг. до н.э. У Квирина было несколько культовых мест в Риме: главный храм был расположен на Квиринале, по соседству со святилищами сабинских богов, перед которым находилось два священных миртовых куста. В честь Квирина 17 февраля справлялся праздник Квириналии (Quirinalia). Фламин Квирина возглавлял также праздничную процессию к роще Робига 25 апреля, где он приносил в жертву собаку и овцу.

 
PR-CY.ru