КАТАВАСИЯ

КАТАВАСИЯ – песнопение, исполняемое в конце каждой песни канона на утрене в праздничные и особые дни. В качестве катавасии используются ирмосы (как правило, из наиболее известных канонов). Название песнопения исследователи обычно объясняют способом его исполнения – для пения катавасии два хора должны сойти со своих обычных мест и объединиться в середине храма, однако различные способы использования термина «катавасия» в древних памятниках, скорее, указывают на то, что «схождение» здесь означает «завершение», т.е. катавасия – это заключительная часть той или иной литургической структуры. В богослужебной практике катавасией нередко называют также так называемую рядовую катавасию или покрывающие ирмосы – ирмосы третьей, шестой, восьмой и девятой  песней последнего из канонов утрени, которые за вседневным богослужением должны исполняться в конце этих песней; они завершают очередной раздел канона и указывают священнослужителям на необходимость произнесения ектении или интонирования песни Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа». Однако отождествление покрывающих ирмосов с катавасией исследователи считают не вполне корректным: в отличие от катавасии они не должны исполняться двумя хорами вместе (на вседневной утрене хоры соединяются только для пения «Достойно есть» в конце канона), а их функция вспомогательная, тогда как катавасия является самостоятельным элементом чинопоследования, подчёркивающим торжественность службы. Практика исполнения катавасии в праздничные дни появилась уже в студийскую эпоху. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наиболее точно передающем содержание первоначального студийского Синаксаря (устава на весь год), о катавасии, в качестве которой используются ирмосы праздничного канона, упоминается в разделах о службах на такие важнейшие праздники, как Рождество Христово и Богоявление, а также на память св. Алексия, человека Божия, – покровителя патриарха Алексия Студита, составителя этого Типикона. О катавасии в конце песней рождественского и богоявленского канонов говорится описательно, без специального определения, причём слово «катавасия» в этом памятнике всё же употребляется, но в совершенно ином значении – праздничного тропаря или ипакои. Михаил Николаевич Скабалланович упоминает о случаях обозначения катавасии (в смысле цикла завершающих ирмосов) в древнерусских студийских памятниках с помощью термина «завершение». В Евергетидском Типиконе второй половины XI в., составленном в одном из главных монастырей Константинополя, но отражающем малоазийскую версию студийской традиции, катавасию предписано петь на утренях великих Господских и Богородичных праздников), причём она уже обозначена термином «катавасия», однако в другом, триодном, разделе этого Типикона тем же словом названы иные песнопения: аллилуиарии в конце кафизм на великопостных часах и целые песни канонов. Таким образом, в студийскую эпоху термин «катавасия» ещё не устоялся в его позднейшем значении, поэтому, например, исследователям не вполне понятно, какое именно песнопение имеет в виду император Константин VII Багрянородный (ум. в 959 г.), когда упоминает «Катавасию праздника» в описании праздничной процессии с участием императора и патриарха в своём сочинении «De cerimoniis» (по мнению исследователей, праздничный тропарь).

 



 
PR-CY.ru