КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор - Страница 10

Кассиодор оставил большое литературное наследие, включающее сочинения по риторике, истории, политике, семи «свободным искусствам», философии и богословию. Хотя большинство сочинений Кассиодора не отличаются оригинальностью и представляют собой компиляции, но, основанные на блестящем знании античного и христианского наследия, они способствовали сохранению лучших достижений греко-римской культуры и образованности после падения Западной Римской империи. Сочинения Кассиодора наряду с трудами Аврелия Августина (Блаженного), Боэция, Исидора Севильского и Беды Достопочтенного заложили основы всей средневековой системы образования на Западе и оставались образцом классического стиля вплоть до эпохи Возрождения. Подробные сведения о литературной деятельности Кассиодора содержатся в его собственных сочинениях. До нас дошли два неполных списка трудов Кассиодора: один в предисловии к сочинению «Об орфографии», а другой – в «Истории рода Кассиодоров», а также отдельные упоминания в сборнике «Variae» и «Наставлениях». Другие сочинения Кассиодора, не упоминаемые в этих источниках, известны исследователям из рукописной традиции. Все литературные труды Кассиодора исследователи делят на светские (созданные до 538 г.) и богословские (написанные в монастыре «Виварий»). 1. «Похвальные речи» («Orationes»). По свидетельству Кассиодора, начиная с 506 г. он регулярно произносил похвальные речи (laudes) в честь остготских королевских особ: Теодориха, Эйтариха, Аталариха, Амаласунты и Матасунты. По мнению исследователей, большая часть из них была утрачена; сохранились лишь фрагменты из похвальной речи на назначение Эйтариха консулом в 519 г. и на свадьбу Витигеса и Матасунты в 536 г. 2. «Хроника» («Chronica») написана в 519 г. по просьбе Эйтариха по случаю назначения его консулом. Представляет собой длинный список римских консулов, который предваряет краткая всемирная история (начиная от Адама), включающая перечисление царей Ассирии, Израиля, Персии, Италии и всех римских императоров – от Юлия Цезаря до византийского императора Анастасия I. Основными источниками «Хроники» Кассиодора были «Хроники» Евсевия и Иеронима, исторические труды Тита Ливия, Ауфидия Басса и Виктория Аквитанского, а также предположительно «Хроника» Проспера Аквитанского и «Бревиарий от основания Города» Евтропия. Кассиодор не придавал большого значения своей «Хронике», которую он, по мнению исследователей, считал неудачной пробой пера и нигде больше не упоминал её и даже не включил в список исторических сочинений, рекомендованных для чтения монахам «Вивария». «Хроника» Кассиодора имела хождение в X–XI вв., но затем след её теряется вплоть до XVI в., когда известный гуманист Иоганн Куспиниан обнаружил её в рукописи IX в. из монастыря Райхенау и использовал в своём историческом труде «De Caesaribus atque imperatoribus romanis». 3. «История готов» («Historia Gothorum», или «Historia Gothica»), начата предположительно в 519 г. по просьбе короля Теодориха и закончена к 533 г. В этом пространном сочинении, состоявшем из 12 книг, написанном, как полагают исследователи, под влиянием «Истории готов» Авлавия, Кассиодор рассматривал историю происхождения готов, которых он вслед за Павлом Орозием и другими древними историками смешивал с гетами, скифами и даками; описывал места их обитания, их нравы и обычаи, рассказывал об их легендарных и реальных правителях, уделяя особое внимание происхождению остготского королевского рода Амалов, к которому принадлежал Теодорих Великий.

 



 
PR-CY.ru