КАССИАН - Страница 2

Последним свидетельством архиерейской деятельности Кассиана является соборная грамота от 24 января 1554 г. о заточении Артемия в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь; в грамоте Кассиан назван среди иерархов – участников Собора. По мнению исследователей, вскоре Кассиан оставил кафедру: грамота об Артемии датирована январём 1554 г., а 17 марта того же года Рязанским епископом стал Гурий (Лужецкий). Из сведений о жизни Кассиана после ухода на покой следует, что он не был осуждён и сослан, бывший Рязанский архиерей жил в Кирилловом Белозерском монастыре. В Сказании о Соборе сообщается, что Кассиан ушёл на покой из-за паралича руки, ноги и языка, что трактуется как Божье наказание за выступление против Иосифа. В Сказании описан конфликт Кассиана (после оставления кафедры) с Вологодским архиереем во время пребывания Кассиана в Вологде, куда он прибыл поклониться мощам Димитрия Прилуцкого: Вологодский епископ не встретил Кассиана и не оказал ему почтения, хотя Кассиан считал себя старшим архиереем (подразумевается старшинство кафедр). В Сказании имя Вологодского архиерея не названо; в 1547–1558 гг. Вологодскую кафедру занимал епископ Киприан. В 1556/1557 г. Кассиан дал вкладом в Кириллов Белозерский монастырь 150 руб. на устроение «корма», десять книг «да жеребец немецкой». В монастырской библиотеке были и другие книги Рязанского владыки: Толковый Апостол «в дву книгах в десть, письменой», «Псалтырь в десть», «две книги Царства, одно на бумаге Касьяновское, другое з Деянием, на харатье, в десть». Исследователям известны принадлежавшие Кассиану рукописи: Евангелие, переписанное для него в 1551 г. соловецким старцем Исааком (Белобаевым; Библиотека Академии Наук), Еллинский летописец второй редакции и сборник Житий (Российская национальная библиотека). В бытность свою на Рязанской кафедре Кассиан дал вкладом в коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления монастырь серебряную панагию. Ряд исследователей, в частности А.А. Зимин, писали о принадлежности Кассиана к движению нестяжателей. По предположению Николая Саввича Тихонравова, Кассиан владел сборником середины XVI в. (Исторический музей), в котором перечислены «16 неисправлений», обсуждавшихся на Соборе в 1551 г. Сборник содержит «Собрание некоего старца», созданное одним из лидеров нестяжателей – Вассианом (Патрикеевым) против монастырского землевладения. Тем не менее, вопрос об отношении Кассиана к нестяжателям остаётся открытым, поскольку нет прямых свидетельств этому. С одной стороны, принадлежность списка «16 неисправлений» Кассиану – догадка, основанная на том, что в 1576 г. рукописью владел Рязанский епископ Леонид (Протасьев). Однако епископ Леонид не был преемником Кассиана на кафедре и мог привезти рукопись из Иосифова Волоколамского (/Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, где он был настоятелем. С другой стороны, хлопоты о сохранении и об увеличении владений Рязанского дома, сделанные Кассианом богатые вклады не свидетельствуют о том, что Рязанский епископ был противником нестяжателей, т.к. они не выступали против землевладения находящихся «в миру» епископских кафедр. Кассиан был похоронен в Кирилловом Белозерском монастыре на «паперте Успения Богородицы, на правой стороне у передних дверей», рядом с погребениями Вологодского епископа Алексия и Крутицкого епископа Матфея. Корм в память о нём творился в монастыре 21 октября, его имя было внесено в братский синодик.



 
PR-CY.ru