КАРФАГЕН

КАРФАГЕН – древний город на североафриканском побережье Средиземного моря, в 16 км к северо-востоку от центра современного города Тунис. Одна из наиболее значительных кафедр древней Североафриканской церкви в эпоху поздней Римской и Византийской империи. В настоящее время – археологический парк, выдающийся памятник культуры, включённый в список охраняемых объектов ЮНЕСКО (декрет от 7 октября 1985 г.; закон «Об охране археологического и исторического наследия»; указ от 16 сентября 1996 г.). Карфаген расположен в одной из ближайших к Европе точек североафриканского побережья (до Сицилии 150 км), на узком мысу с широким доступом к морю, на холме, господствующем над равниной и Тунисским заливом, что обеспечивало контроль над судоходством. На пунийских монетах вместо «Карфаген» часто писали «Бирса» – название акрополя и первоначальной цитадели Карфагена, где, судя по всему, находился монетный двор. Греческое название Карфагена Кархедон появляется в источниках с V в. до н.э. В этрусских надписях указывалась форма «Caruaza», которая стала основой для лат. «Сarthago». В римской традиции и латинских текстах жители древнего Карфагена и подвластных ему земель именовались пунами или пунийцами (poeni, производное от этнонима phoenices – финикийцы). Карфаген был основан как колония финикийского города-государства Тира (ныне Сур, Ливан), как полагают исследователи, в VIII в. до н.э. Наиболее ранний известный автор, писавший на эту тему, Тимей из Тавромения (III в. до н.э.), указал дату 814/813 г. до н.э. и основателей Карфагена – Зора, Кархедона и жену последнего Элиссу. Марк Юниан Юстин (II в. н.э.) в эпитоме Гнея Помпея Трога отмечал, что Карфаген возник на 72 года раньше Рима (т.е. в 825 г. до н.э.). Аппиан (II в. н.э.) вслед за греческим историком Филистом (IV в. до н.э.) писал об основании Карфагена за 50 лет до захвата Трои греками. Тем не менее, археологи не обнаружили следов поселения в районе Карфагена до середины VIII в. до н.э., хотя раньше в этом регионе существовали другие финикийские колонии. Главным персонажем ранней мифологической истории Карфагена стала царица Карфагена Элисса, или Дидона (под этим именем она появляется в «Энеиде» Вергилия). Согласно легенде, Элисса-Дидона была дочерью царя Тира Бела (Муттона) и сестрой его наследника Пигмалиона. Она вышла замуж за своего дядю Ахерба (Сихея у Вергилия), жреца бога Геракла-Мелькарта. Ахерб-Сихей был убит по приказу Пигмалиона, после чего Элисса-Дидона бежала со своими сторонниками из Тира. Пристав к берегу Африки, она получила от местного мавританского (гетульского у Вергилия) царя Гиарба право остановиться близ холма Бирса. Когда поселение превратилось в значительный город, Гиарб стал добиваться того, чтобы Элисса вышла за него замуж. Она же предпочла сохранить верность первому мужу и покончила с собой, взойдя на погребальный костёр. У Вергилия история самоубийства Дидоны содержит также подробности её любви к Энею и его бегства из Карфагена. Иосиф Флавий (конец I в. н.э.), опираясь на Менандра Эфесского, определил, что бегство Элиссы из Тира произошло через 143 года после возведения Иерусалимского храма царём Соломоном, т.е. в 824/823 г. до н.э.

 



 
PR-CY.ru