КВАТАХЕВСКИЕ МУЧЕНИКИ

КВАТАХЕВСКИЕ МУЧЕНИКИ, Квабтахевского монастыря мученики (память в Грузинской церкви 10 апреля), пострадавшие в 1393 г. в грузинском монастыре Кватахеви от руки Тамерлана. Сведения о Кватахевских мучениках содержатся в сочинениях историков XVIII в. Бери Эгнаташвили «Новая Картлис Цховреба» и царевича Вахушти Багратиони «История царства Грузинского». На основе этих данных грузинский гимнограф и церковный писатель католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони; 1744–1755; 1764–1788 гг.) написал агиографическо-гомилетическое сочинение – метафрастическую версию Жития Кватахевских мучеников «Восхваление и повествование о подвигах и страданиях великих мучеников, которые по приказу безбожного Демурланга воинами его были сожжены в церкви Богоматери монастыря Квабтахеви» и внёс её 17-й в свой сборник «Мартирика» (Институт рукописей Корнелия Кекелидзе, 1769 г.). В 1386 г. в Грузию вторгся Тамерлан (в грузинских источниках Демурланг). Он захватил Тбилиси и взял в плен царя Грузии Баграта V (1360–1395 гг.) и его семью, потребовав, чтобы тот принял ислам. Когда монголы расположились на зимовку в Карабахе, Баграт V притворно согласился стать мусульманином и попросил Тамерлана дать ему 12-тысячное войско для обращения Грузии в ислам. Царь тайно предупредил своего сына Георгия, и тот, точно исполнив указания отца, полностью уничтожил монгольское войско. Разгневанный Тамерлан предпринял новый поход и разорил почти всю Восточную Грузию, с особой жестокостью расправлялся с насельниками православных монастырей. В 1393 г. в монастыре Кватахеви монголы «пленили находившихся там мужчин и женщин, священников, диаконов и монахов» и заживо сожгли их. По сведениям Бери Эгнаташвили, на стенах и полу церкви можно было видеть «сожжённые лица их». Вахушти Багратиони писал, что ради забавы монголькие воины вешали мученикам на руки и ноги бубенчики и заставляли танцевать. Также Вахушти Багратиони указывал, что существовала традиция из уважения к памяти мучеников не входить в церковь в обуви. Католикос-патриарх Антоний I (Багратиони) предварил рассказ о святых вступлением, в котором писал о сути мученичества, об огне как очистительной субстанции, привёл параллельные места из Священного Писания. По его данным, среди Кватахевских мучеников были жители окрестных сёл, а также паства, насельники и насельницы соседних церквей и монастырей, искавшие в монастыре Кватахеви убежище.

 
PR-CY.ru