КАРОЛИНГИ - Страница 22

В IX в. ускорился процесс оформления системы сельских приходов, объединённых в архипресвитерские округа. Во многих владениях возникли так называемые частные церкви, которые строились землевладельцами, бравшими на себя ответственность за их содержание и функционирование. Разграничение полномочий епископа и землевладельца в управлении частными церквами нередко становилось предметом споров. Эпоха Каролингов считается расцветом монашества. Власть оказывала особое покровительство монастырям, где насельники посвящали себя исключительно молитве и служению Богу. Уже Собор в Вере (755 г.) подчёркивал ответственность и короля, и епископа за поддержание канонического порядка и дисциплины в монастырях. В большинстве обителей действовал строгий общежительный устав, который предусматривал обособление насельников от мира, создание условий для молитвенного служения. Практика принятия в монастыри облатов способствовала тому, что значительное большинство монахов воспитывались в обителях с детства. Главной задачей монашества была молитва за государство и народ. Для того чтобы обеспечить надлежащее совершение богослужений, монастыри получали земельные владения и широкие привилегии (право свободных выборов аббата, налоговый и судебный иммунитет, сбор пошлин и организация местных рынков), крупнейшие аббатства были переданы в ведение правителя. Одним из «образцовых» монастырей был Лорш, основанный графом Канкором и его матерью Виллесвиндой и порученный затем попечению св. Хродеганга, который направил туда монахов из аббатства Горце. В 761 г. Хродеганг послал в Лорш мощи мученика Назария, полученные им из Рима, а в 772 г. Карл Великий принял монастырь под особое покровительство. С именем св. Хродеганга связано оформление института каноников, ответственных за совершение богослужений в храме. При кафедральном соборе в Меце был создан капитул каноников, которые служили по римским литургическим книгам. Наряду с придворной капеллой в Ахене Мец сыграл важную роль в распространении римского богослужения (в том числе церковного пения) в государстве Каролингов. Каролинги придавали особое значение распространению христианства. При поддержке франкских правителей действовали миссионеры во Фризии, в Зарейнской Германии, на скандинавских и славянских землях. Вопросы, связанные с проповедью среди язычников, были предметом особого внимания советников Карла Великого. Указывая на негативные последствия насильственного крещения саксов, покорённых Карлом Великим (мятежи, массовое отступничество), Алкуин отстаивал необходимость добровольного обращения и надлежащего пастырского окормления бывших язычников. В ходе совещания Аквилейского патриарха Павлина II и Зальцбургского архиепископа Арнона (796 г.) обсуждались вопросы, связанные с пастырским окормлением аваров и подготовкой духовенства для миссии. В историографии каролингской литургической реформой традиционно называют переход Франкской церкви с галликанского обряда на римский обряд. Отдельные римские обычаи были известны в Галлии до Каролингов (в VI–VII вв.) благодаря паломничеству в Рим и частным инициативам ряда монастырей и епископов, для которых Рим и римское богослужение были безусловным авторитетом (благодаря древности и прямому апостольскому происхождению).

 



 
PR-CY.ru