КАНДИЛО

КАНДИЛО – подвесной на цепях светильник в виде чаши. Название происходит от лат. сandela – свеча. Кандило были широко распространены в древнем мире. Терракотовые и медные кандило различных форм в большом количестве были найдены в христианских катакомбах. Впоследствии они стали неотъемлемым атрибутом христианского храма. Кандило в виде подвесных чаш представляют самый распространённый тип церковных светильников. В источниках кандило может также называться «лампада», «свеща», «свещник», «свеча». Большие кандило, состоящие из нескольких свечей или лампад, именуются «поликандило» ( от греч. – «многий» и –«свеча») и представляют собой светильник, имеющий от семи до двенадцати свечей, и «паникандило» (от греч – «весь» и – «свеча») – больше двенадцати свечей. Византийские бронзовые и серебряные кандило V–VII вв., подвешенные на трёх цепях, изготавливались в виде сосудов полусферической, цилиндрической или фигурной формы, ваз с поддоном или с небольшими ножками. Поддон и ножки, которые крепились в нижней части подвесных кандило, были необходимы для установки светильников на плоскость при заполнении их маслом и смене фитиля. Подобная конструкция подвесных на цепях бронзовых литых светильников была известна исследователям ещё в искусстве Древнего Рима I в. Цепи византийских бронзовых кандило VI–XI вв. сводились к цепедержателю, кольцу или крюку. Кандило и другие типы церковных светильников были заимствованы из Византии и появились на Руси вместе с иконами и предметами богослужебной утвари. В начале XII в. русский игумен Даниил сообщал, что во время паломничества в Иерусалим видел кандило, в которые вливают масло и ставят фитили в оловянных держателях. Он же поставил на гробе Господнем «своё» кандило «от всей Русской земли». Древнерусские кандило по форме и конструкции повторяли византийские образцы. Меднолитые кандило XI–XIII вв. изготавливались в виде небольших гладких полусферических чашечек на невысоком поддоне с тремя ажурными цепями (иногда с крестиками), которые крепились вверху к кольцу. Такие кандило по форме похожи на кадила без кровли (см. ст. Кадило). Древнерусские кандило отливались из бронзы, олова, выковывались из меди, медных сплавов, серебра и золота. Цепи кандило в верхней части крепились к чашечке, сделанной в форме полусферы или колокольчика с кольцом для подвешивания. Чашечки назывались «коптильник» или «иорданка» («иердань») из-за их сходства с иорданской сенью. Кандило подвешивали на цепях к железному кованому кронштейну, укреплённому на стене, или к верхней части киота. В XVII–XVIII вв. кронштейны часто изготавливались фигурной формы, в виде ветвей с цветами, отростками, крестами, коронами, с изображениями ангелов, птиц, драконов. У иконостаса над царскими дверями кандило обычно подвешивалось на шнуре, что позволяло при необходимости его опускать и поднимать. Помимо подвесных исследователям известны также поставные, или напольные, кандило. Они изготавливались в виде полусферических серебряных или медных чаш, которые часто крепились на высоких медных или оловянных стоянах в виде балясин или на железных кованых так называемых шандалах. Подобные напольные светильники использовались в новгородских храмах в XVI–XVII вв. В кандило в виде полусферических чаш возжигали масло или воск. Чашу кандило наполняли оливковым («древянным») маслом, и зажигали фитиль.

 



 
PR-CY.ru