КАПИТУЛЯРИИ

КАПИТУЛЯРИИ – в раннесредневековой Западной Европе законодательные и административные акты, разделённые на главы (capitula) и, как правило, нумерованные. Законодательные акты в форме перечня более или менее пространных глав были известны в Европе с поздней Античности, но термин «capitulare» впервые встречается лишь в прологе короля Айстульфа (749–756 гг.) к сборнику законов лангобардов (750 г.). В эпоху Каролингов обозначение «capitulare» впервые использовано в «Геристальском капитулярии» Карла Великого (779 г.). В Средние века термин «капитулярий» использовался сравнительно редко, соответствующие документы чаще обозначались как «capitula», а также «decretum», «edictum», «constitutio», «praeceptum». Выделение капитулярия в особый тип источников произошло в историографии Нового времени, причём в число капитуляриев были включены разные по содержанию, объёму и стилистике тексты. Согласно традиционной точке зрения, отражённой, в частности, в подготовленном А. Борециусом издании капитуляриев в серии «Monumenta Germaniae Historica», капитулярии представляли собой, прежде всего, законодательные памятники, издававшиеся франкскими правителями из династии Каролингов по итогам регулярно созывавшихся собраний светских и церковных магнатов. Но лишь в незначительном числе капитуляриев (15 из почти 200) есть прямые указания на подготовку этих документов на собраниях знати, к капитуляриям относили и памятные записки для посланников (missi), письма, тексты, близкие по содержанию к проповедям, и др. В отличие от актового материала (грамот, дипломов) капитулярии были разделены на главы, в них отсутствовало формальное заверение текста свидетелями или печатью. По мнению исследователей, капитулярии, как отражавшие личную волю монарха (хотя и в согласии (consensus) с духовной и светской знатью королевства) правовые документы, отличались от «варварских правд» (leges), представлявших кодификацию обычного права отдельных «племён» (gentes), которые входили в державу Каролингов (франков, лангобардов, бургундов, саксов и др.). Исследователи отмечают, что по форме и содержанию многие  капитулярии близки к постановлениям церковных Соборов VIII–IX вв., так что между этими двумя типами документов не всегда возможно провести чёткую границу, особенно в тех случаях, когда они не имеют указаний на дату и обстоятельства их издания. Большие трудности для исследователей представляют попытки классификации капитуляриев с точки зрения содержания. В большинстве из них (capitularia mixta) затрагиваются и светские, и церковные вопросы. Исследователям широко известна классификация А. Борециуса, который выделил три группы в рамках «светских» капитуляриев: «капитулярии, дополняющие законы» (capitularia legibus addenda), «самостоятельные капитулярии» (capitularia per se scribenda) и капитулярии-инструкции посланникам (capitularia missorum). Эта схема, основанная на произвольной интерпретации небольшой группы документов, изданных императором Людовиком Благочестивым в 818–819 гг., исследователи считают искусственной и в целом неудовлетворительной.

 



 
PR-CY.ru