КАПЕРНАУМ - Страница 13

Подобные приёмы были популярны в александрийской школе II–III вв. и получили распространение на территории Сирии, Иордании и Палестины. Стены интерьера были украшены коринфскими полуколонками в первом ярусе (они соотносятся с основными коринфскими колоннадами), аттическими пилястрами во втором (соотносятся с колонками галерей). Наиболее пышное оформление в экстерьере имели дверные порталы, которые фланкировались пилястрами с капителями или уступчатыми профилями, похожими на ионические антаблементы. У исследователей не оставляет сомнения вторичное использование некоторых элементов (сполии) в качестве дверных перемычек, на них встречаются изображения эротов с гирляндами, сенмурвов, львов, орлов, пальм, вазонов, виноградных лоз, а на более скромных (в атриуме) – различных розетт в окружении декоративных мотивов. Лепестки «иллюзорно развеваются на ветру» и напоминают о сирийских и константинопольских византийских капителях с развевающимся аканфом. Над главным входом в атриум перемычка украшена иудейскими символами: дверь скинии, лулав и этрог. Именно на римские сполии ориентировался остальной декор синагоги. Разнообразие деталей в синагоге отвечает известному в византийских храмах стилю varietas – смешение различных элементов без учёта классического орденного порядка. Однако, по мнению исследователей, стиль varietas в данном случае вполне мог стать результатом сознательного решения внести асимметрию. Примеры такого стиля исследователям известны ещё в птолемеевской архитектуре Египта, которая позднее нашла выражение в александрийской школе римского периода. Центральный вход украшался сегментным окном (ширина 6 м) в виде мощного уступчатого профиля. Окно опиралось на пилястры дверного проёма. Замковая часть арки украшалась клинчатыми камнями с изображениями аканфового венка, розетки и двух орлов, которые поддерживали «гераклов узел» (известен исследователям по голанским синагогам, иудейским гробницам). Арочный ритм окна подчёркивался глухой сегментной аркой-тимпаном на фронтоне южного фасада, которая украшалась фигурами львов в аканфовых медальонах. Ряды медальонов, начинавшиеся от обоих концов фасада и направленные друг к другу, встречались посередине арки. Данный фриз находился на уровне верхнего карниза (непосредственно под крышей) по всему зданию синагоги. Он представлял собой сочетание рельефных орнаментов, характерных для ионического стиля: иоников с копьями, зубчиков, астрагала в виде бусин, лесбийского киматия (облом S-образного изгиба), нижняя часть которого украшалась чередующимися розеттами и консолями (аналогичный карниз был и в интерьере). Подобная форма карниза известна исследователям в региональной римской и набатейской архитектуре II–III вв. Над арочным окном внутри тимпана располагалось окно, фланкируемое сдвоенными колонками с диагональными каннелюрами и увенчанное фронтоном в виде раковины с боковыми акротериями. Подобные ему окна с колонками были, по мнению исследователей, также на боковых стенах наряду с простыми прямоугольными. Фронтон фасада украшался двумя скульптурными фигурами львов в качестве акротериев (аналогии в Бараме, Хоразине), а конёк крыши венчал, скорее всего, орёл (по аналогии с синагогой в Хоразине). Данная реконструкция в целом совпадает с той, что была предложена ещё Я. Колем и К. Ватцингером и поддержана Э.Л. Сукеником и М. Дж. С. Чиат. Реконструкция Р. Хачлили, представляющая здание синагоги с завершением в виде так называемого сирийского фронтона (с дополнительным ярусом клеристория над центральным нефом), кажется исследователям неубедительной, т.к. в ней не учитываются найденные в Капернауме архитектурные детали (слишком широкий диаметр лучкового тимпана не поместился бы на фронтоне «сирийского» типа).

 



 
PR-CY.ru