КАЛИННИКОВ Виктор Сергеевич - Страница 3

Однако в отличие от А.Т. Гречанинова, тяготевшего к развёрнутым формам, В.С. Калинников всегда предпочитал миниатюру. Определённый, хотя и нерезкий стилистический сдвиг произошёл, как полагают исследователи, в его творчестве на рубеже 1900 и 1910 гг. Всенощная и единственный в творчестве В.С. Калинникова духовный концерт «Камо пойду» (1914 г.) представляют собой яркие образцы того, что исследователи условно называют зрелым стилем Нового направления. К этому стилю принадлежат, например, сочинения А.Д. Кастальского этого периода («Чертог Твой» и «Разбойника благоразумнаго»), Страстная седмица, ор. 58, и Всенощная, ор. 59, А.Т. Гречанинова, песнопения «Вечерни» Николая Николаевича Черепнина и оба хоровых цикла Сергея Васильевича Рахманинова. Исследователи отмечают, что В.С. Калинников великолепно знал возможности хора: постоянно находился в общении с разными хоровыми коллективами – высокопрофессиональными, любительскими, детскими. Работая в Синодальном училище, также отлично знал церковно-певческий репертуар и всё новое, что в изобилии появлялось в нём в то время. Композитор ориентировался в своих хоровых партитурах на певческий стиль Синодального хора вообще и на храмовое пение хора в частности. Подобно А.Д. Кастальскому, В.С. Калинников писал не богослужебные циклы, а отдельные хоры, как бы примериваясь к звучанию каждого из них в контексте службы в Успенском соборе Московского Кремля. Исследователи находят примечательным, что он начинал с центральных, важных в музыкальном отношении частей службы, а потом дополнял остальное, попутно создавая варианты не удовлетворивших его музыкальных решений отдельных песнопений. Именно так была написана почти полная «Литургия»; «Всенощную» В.С. Калинников, как полагают исследователи, не успел дописать. Изучение сохранившихся литографированных сборников Синодального хора показывает, что композитор обычно сначала «пробовал» свои сочинения в хоре, а уже потом издавал их, внося коррективы, соответствующие исполнительской трактовке. Место В.С. Калинникова в панораме духовно-музыкального творчества исследователи сравнивают с местом Анатолия Константиновича Лядова в истории русской музыкальной школы: сочинений мало, все они «миниатюрны» и отличаются исключительным изяществом и тонкостью отделки. Таково, например, песнопение его «Всенощной “Богородице Дево”» (1915 г.), по изысканности стиля и элегичности настроения напоминающее лирические полотна Михаила Васильевича Нестерова, таков его духовный концерт «Камо пойду»: 57 тактов, около трёх минут звучания, и при этом – серьёзное, «анти-декоративное», проникновенное раскрытие текста 138-го псалма. Утончённость духовной музыки В.С. Калинникова, содержательность её языка, не порывающего со стихией распевности, но находящегося в плане техники «на переднем крае» русского искусства, по мнению исследователей, имели большое влияние на младших «синодалов» (тем более что в училище В.С. Калинников был их педагогом по теоретическим дисциплинам).



 
PR-CY.ru