КАЗУЛА - Страница 3

Использование казулы в качестве обязательного литургического облачения епископов и пресвитеров упоминается в письменных источниках VI–VIII вв.: в Галлии – в VI в., в Испании – в VII в. (канон 28 четвёртого Толедского собора), в Италии и Риме – в VIII в. В Риме позволялось носить казулу не только епископам и пресвитерам, но и другим священно- и церковнослужителям – диаконам, субдиаконам и аколуфам. Поскольку для диаконов в Риме уже в IV в. в качестве литургической одежды утвердилась далматика, казула (planeta plicata) использовалась, скорее, как исключение: диаконы и субдиаконы облачались в чёрные казулы вместо далматиков и туницелл (tunicella) в период Адвента, в период от Семидесятницы до Великого четверга, в дни поминовения усопших. Они надевали казулы в начале службы и снимали их перед чтением Апостола и Евангелий. После снятия казулы диакон должен был в свёрнутом виде положить её на левое плечо и завязать концы под правой рукой на манер столы. К середине IX в. субдиаконы вместо казулы стали облачаться только в туницеллу, но римские аколуфы носили казулу до конца X в., а за пределами Рима – ещё и в XI в. В начале XVII в. использование диаконами и субдиаконами казулы было запрещено в обычных церквах и сохранилось лишь в соборах и храмах, обладавших особыми привилегиями. Поскольку казула рассматривалась как один из символов священнического сана, она использовалась в обряде ординации пресвитера: епископ (или архидиакон) собственноручно надевал казулу на нового священника. При этом передний край казулы свободно ниспадал, в то время как сзади она оставалась свёрнутой до совершения мессы. Цвет казулы определялся временем литургического года и типом службы. Символические толкования казулы традиционно объясняется средневековыми толкователями как символ христианской любви (caritas): разделение казулы на два полотна (спереди и сзади) символизирует, по их мнению, обращение любви к ближнему и к Богу, длина же облачения отождествляется с любовью, простирающейся как на друзей, так и на врагов. Казула также указывает на церковь до и после Страстей Христовых (отсюда изображение на казуле креста), на правосудие церкви и единство христианской веры. Обычай ношения казулы диаконами и субдиаконами в определённые дни литургического года объясняется тем, что на них в это время пребывает столько же благодати, сколько на пресвитерах в остальные дни. У тех литургистов, которые толковали чин мессы как битву с дьяволом, священническая казула понималась как духовный щит.



 
PR-CY.ru