ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ - Страница 16

Светские историки и западные жизнеописатели чаще всего ценнейшим наследием Юстиниана называют его свод законов. Вместе с собранными после его кончины 154-ю указами-«новеллами» изданные им законы стали основным правовым сводом в христианском мире на много лет вперёд. Большинство документов составлено на греческом языке, который в то время приобрёл статус официального языка империи. На Западе с XVI в. этот свод известен как «Свод гражданского права» («Corpus Iuris Civilis»), и лишь за одно это достижение Данте в «Божественной комедии» посчитал Юстиниана достойным рая. Большое значение имело возвышение и христианское осмысление императорской власти при Юстиниане. Он объявил самодержца «исапостолом», т.е. «равным апостолам», и во многих вопросах поставил его во главе земной церкви. Соответственно, со времён Юстиниана изменился и царский церемониал – императора стали чаще называть самодержцем («автократором»). Если раньше придворные патрицианского достоинства при приветствии целовали императора в грудь, а прочие опускались на одно колено, то с этого времени все были обязаны падать ниц перед ним, восседающим под золотым куполом на богато украшенном троне. Юстиниан выразил своеобразный «цезаропапизм» и стал одним из немногих Восточно-Римских императоров, действительно занимавших главенствующее положение в церковной жизни. Положение христианской светской власти в соотношении с властью духовенства выражено им в формуле симфонии властей в преамбуле к 6-й новелле: «Величайшие дары Божие человеку, дарованные Вышним человеколюбием – священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь... Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония...» Юстиниан вошёл в историю как царь-строитель, покрыв сетью обновлённых и вновь построенных городов и укреплённых пунктов как европейскую, так азиатскую и африканскую части империи. Список городов и крепостей, так или иначе затронутых строительством Юстиниана I Великого, огромен. Современников и потомков поражали не только размах военных сооружений, но и великолепные монастыри, храмы и дворцы, а также многочисленные благотворительные институты оставшиеся от времён Юстиниана везде. Многочисленные землетрясения, случавшиеся в империи в это время, вновь и вновь побуждали царя на новые строительные и филантропические начинания. Вершиной этой деятельности является константинопольский Собор Святой Софии, который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире. Ни один иной властитель Восточной Римской империи строительной деятельности таких объёмов не вёл. Наиболее значимо наследие Юстиниана для церкви. При нём в империи христианство восторжествовало окончательно. Главные церковные праздники были законодательно утверждены повсеместно. Споры о природах Христа, в которых император часто выступал ведущим богословом, привели к более точному выражению православного учения, и монофизитство оказалось оттесненным на окраины империи. С Юстинианом связано множество церковно-административных установлений, с тех пор прочно вошедших в церковную жизнь: обязательное безбрачие архиереев, оформление церковного права святителем Иоанном Схоластиком, окончательная формула устройства Вселенской церкви как «пентархии», церковное летоисчисление по индиктам, торжество киновиальной формы монашества.



 
PR-CY.ru