ЙОСЕФ АСАР ЯСАР - Страница 2

Практически все источники сходятся в том, что Йосеф Асар Ясар был иудеем по рождению. Приводимые средневековыми йеменскими учёными генеалогические предания, возводящие его род к великим химьяритским царям, в частности к Абикарибу Асаду, кажутся исследователям крайне сомнительными и представляют собой попытку оправдать узурпацию верховной власти. Встречающееся у ряда современных авторов указание на то, что Йосеф Асар Ясар происходил из могущественного знатного рода зу Язан, основано на давней гипотезе, выдвинутой и впоследствии отвергнутой Ж. Рикмансом, который пытался вывести принятое в греческой агиографии имя этого царя в форме винительного падежа. О жизни Йосефа Асара Ясара до вступления в борьбу за верховную власть в Химьяре сведений нет. Попытка объяснить его ненависть к христианам тем, что он в юности якобы пострадал от них во время предполагаемого аксумского вторжения около 500 г., признаётся исследователями несостоятельной, поскольку это событие реконструируется лишь на основании косвенных данных. Из источников им известно только о факте интервенции аксумского войска в Химьяр в конце 518 – начале 519 гг. Исследователи полагают, что к этому времени среди химьяритской знати обострилась борьба между теми, кто ориентировались на Византию и Аксум и симпатизировали христианству, и теми, кто хотели сделать государственной религией иудаизм и избрать союзником во внешней политике сасанидский Иран. Лидером последних стал Йосеф Асар Ясар, который фактически узурпировал царскую власть, но из-за вмешательства аксумитов бежал в горы. На химьяритском престоле оказался их ставленник Маадикариб Яафур, после кончины которого (лето 522 г.) Йосеф Асар Ясар взошёл на трон, приняв титул «царь всех общин» (под общинами имелись в виду основные единицы социальной структуры осёдлого населения). Он проводил политику открытых и жёстких репрессий против потенциальных противников, к числу которых относил христиан, в первую очередь, единоверных Аксуму монофизитов. В химьяритской столице Зафаре сжёг церковь и около 500 находившихся в ней аксумитов. Затем направил войска под командованием представителя рода зу Язан Шарахила Якбула на красноморское побережье (Тихаму). В ходе проводившихся операций, подробности которых известны исследователям лишь из сабейских надписей, была, в частности, сожжена церковь в портовом городе Моха, общее число убитых превысило 12 тыс. человек, в плен было взято 11 тыс. человек, в качестве добычи уведены верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, всего 290 тыс. животных. Преследованиям подверглись христиане прежней сабейской столицы Мариба и области Хадрамаут, но особо сильными были гонения на христиан оазиса Награн, который Шарахил Якбул осаждал с июня по конец ноября 523 г.

 



 
PR-CY.ru