ИЛИЯ

ИЛИЯ (первая половина XVI в.) – новгородский иеромонах, сотрудник Новгородского архиепископа Макария (впоследствии митрополит всея Руси), священник домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, как полагают исследователи, архиепископский нотарий. Из разных источников исследователям были известны два новгородских иеромонаха-современника по имени Илия, связанные с Новгородским архиепископом Макарием, – книжник и миссионер. Их отождествление было предложено митрополитом Макарием (Булгаковым) и представляется исследователям вполне вероятным, хотя не имеет прямого подтверждения в источниках. О происхождении и жизни Илии в миру исследователям ничего не известно. Не до конца изжитое в литературе ошибочное мнение, что Илия – это монашеское имя боярина Василия Михайловича Тучкова, основано только на том, что В.М. Тучков написал в 1537 г. новую редакцию Жития Михаила Клопского, службу которому составил Илия, и на убеждении, что Житие святого и службу ему должен писать один и тот же автор. Более ранние сведения сохранились об Илии как о миссионере. Cогласно летописям и окружной грамоте архиепископа Макария от 25 марта 1534 г., в 1534 и 1535 гг. Новгородский владыка посылал иеромонаха Илию, состоявшего при владычной домовой церкви Рождества «на сенех», обращать в христианство уклонившееся в веру предков угро-финское население Водской пятины (ижору, карелу, чудь) вплоть «до Лопи до дикие», разрушать языческие капища и «вразумлять» языческих жрецов – арбуев. Летописное повествование отличается малой степенью конкретности и представляет во многом панегирик миссионерству Илии, написанный, как полагают исследователи, не без влияния Жития Стефана Пермского. Исследователи предполагают, что Илия может быть отождествлён с соимённым иеромонахом, упоминаемым в Житии Трифона Печенгского: Илия совершил иноческий постриг Трифона, крестил обращённых им саамов и освятил церковь во имя Святой Троицы, хотя этот вопрос, по мнению исследователей, нуждается в дополнительном рассмотрении. Успех лопской миссии Илии был непродолжительным (отчасти, как предполагают исследователи, из-за незнания им саамского языка и как следствие отсутствия переводческой деятельности, направленной на создание хотя бы минимального корпуса текстов, необходимых для утверждения новообращённых язычников в православии). Как отмечает митрополит Макарий (Булгаков), два десятилетия спустя архиепископ Феодосий вынужден был вновь принимать меры против возвращения угро-финского населения епархии к языческим обрядам. Между 1537 и 1542 гг. в связи с созданием В.М. Тучковым новой редакции Жития Михаила Клопского Илия написал канон святому по образцу канона Сергию Радонежскому Пахомия Логофета.

 



 
PR-CY.ru