ИЛАРИОН, Алфеев Григорий Валериевич - Страница 8

В качестве одной из побудительных причин для этого он указывает неудовлетворительное, с его точки зрения, состояние современного церковного пения: «Бывает, что во время богослужения алтарь живёт своей жизнью, а клирос своей; в алтаре происходит одно священнодействие, а на клиросе – совсем другое: скорее, концерт, чем служба. Для исполнения за одной церковной службой регент чаще всего подбирает песнопения, написанные разными авторами, в разные эпохи, в разном стиле. Это нередко создаёт диссонанс между внутренним строем Литургии как единого целого и теми пьесами, не имеющими между собой никакой внутренней связи, которые предлагаются слушателю в качестве музыкального сопровождения. Несоответствие между музыкальным оформлением и внутренним содержанием богослужения характерно и для самих музыкальных произведений, входящих в репертуар многих церковных хоров. Некоторые композиторы XIX века, не будучи священнослужителями, не могли проникнуть в дух православного богослужения «изнутри алтаря», а потому их музыка иногда совсем не соответствовала исполняемым словам или совершаемым литургическим действиям». Все эти недостатки побудили Илариона взяться за написание полной литургии для богослужебного употребления: «При работе над этой музыкой мне помогал многолетний опыт предстояния перед Престолом Божиим. Мне хотелось написать такую музыку, которая не отвлекала бы ни меня самого от совершения священнодействия и произнесения уставных молитв, ни верующих от молитвенного участия в богослужении. Мелодии песнопений, вошедших в состав Литургии, – простые и запоминающиеся, похожие на обиходные напевы. При исполнении этого сочинения за богослужением у молящегося должно создаваться ощущение, что он слышит знакомые напевы, и его слух не должен отвлекаться новизной или необычностью музыки». Вслед за «Божественной литургией» Иларион написал «Всенощное бдение», после чего в сравнительно короткий срок появились три крупных музыкальных произведения для концертного исполнения: «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория» и симфония «Песнь восхождения». Создание музыкальных произведений для внелитургического употребления Иларион воспринимает как миссионерскую деятельность. Говоря о «Страстях по Матфею», он отмечает: «Это сочинение основано на богослужебных текстах и на традиции церковного хорового пения, но предназначено не для храма, а для концертного зала.

 



 
PR-CY.ru