«ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК» - Страница 2

В «Иконописном подлиннике», составленном около 1658 г., описания иконографии расположены по алфавиту. Характеристики святых отличаются физиогномической точностью, в описания праздников входят отдельные элементы, связанные с западноевропейским искусством, таким образом, заметна забота составителей о художественной стороне описаний. Этот «Иконописный подлинник», созданный в окружении Симона Ушакова, содержит некоторые характеристики, совпадающие с теоретическими высказываниями иконописца Иосифа Владимирова. Фёдор Иванович Буслаев приводит выдержки из рукописи «Иконописного подлинника» второй половины XVII в. (Исторический музей). Исследователям известно много «Иконописных подлинников» смешанного типа, самый пространный – второй Сийский, составленный в последней четверти XVII в. чернецом Никодимом (впоследствии наместник Антониева Сийского монастыря) и дополненный графическими образцами (Библиотека Академии Наук). Как правило, «Иконописный подлинник» – это небольшие кодексы, в 8- и 12-градусную доли листа, т.е. они были предназначены для личного пользования. Некоторые из них, в 4-градусную долю листа, использовались, как полагают исследователи, в работе мастерской. По мнению Ф.И. Буслаева и Дмитрия Александровича Григорова, «Иконописные подлинники» возникли на Руси во второй половине XVI в. как результат регламентации искусства после Московского Стоглавого Собора 1551 г. В состав всех «Иконописных подлинников» входят святые Русской церкви, канонизированные на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. «Иконописные подлинники» сформировались, по мнению исследователей, из надписей «лицевых подлинников». Составители «Иконописного подлинника» видели в них описания иконных минологиев, о чём свидетельствует текст 1658 г.: «...Есть и до днесь в святой горе Афона и во иных святых местах писаны чудные иконы святые месячные…, с тех же месячных икон и сий подлинник живописцы списали словесно на хартиях…». Как полагают исследователи, одновременно возникли и образования смешанного типа, где текстовой («толковый») подлинник дополнял свод образцов. Самый ранний сохранившийся комплекс такого рода – «Иконописный подлинник» первой четверти XVII в. из собрания Сергея Григорьевича Строганова («Строгановский иконописный лицевой подлинник». 1869 г.). Это, по сути, – лицевой календарь, состоящий из графических изображений святых и праздников на каждый день года, над изображениями помещены их краткие описания. Учёные XIX в. лицевыми подлинниками называли также и своды образцов иконописцев XVII–XIX вв. Однако в письменных источниках нет такого понятия, они названы здесь «образци с ыконны».

 



 
PR-CY.ru