ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 10

В маргиналиях к первому разделу трактата по гомилетике 1665 г. Иоанникий назвал использованные им книги: «Prorex» («Индекс») немецкого иезуита Иеремии Дрекселя, «Niedzielne kazania» («Воскресные проповеди») ксёндза Симона Старовольского, польские и латинские сборники «казань» и «гомилий» Якуба Вуека, Томаса (Фомы) Млодзяновского, Петра Скарги, Симона Сиренского, Иоганна Меффрета, Якоба Маршана и др. В «Ключе разумения...» изложены теоретические представления Иоанникия об искусстве проповеди. Основой проповеди является тема («фема»), которая может быть заимствована из Священного Писания, сочинений отцов церкви, богослужебных текстов; темой также может служить толкование имени святого или, если «казане» надгробное, толкование имени или прозвища покойного, его герба, звания, даже дня недели, в какой он скончался, и т.п. Проповеди на воскресные и праздничные дни могут в качестве темы иметь либо похвалу добродетелям, либо похвалу святому с его «цнотами и добрыми учинками», в воскресной проповеди можно «що злоє ганити». Содержание темы раскрывается в дальнейшем изложении проповеди, включающем три части. Первая часть состоит из «экзордиума» (введения в предмет проповеди), «пропозиции» (краткого представления материала) и обращения к Богу или Пречистой Деве с просьбой «о помоч и людей о слуханье». Наиболее пространна вторая часть («наррация, повесть») – это изложение предмета проповеди; третья часть («конклюзия, конец казаня») содержит напоминание об изложенном в «наррации» с соответствующим поучением. Все части должны быть соотнесены с основной темой и составляющими её понятиями. В проповеди даётся «буквальное», «моральное», «аллегорическое» и «анагогическое» толкование темы и составляющих её понятий. Темы для «казаня на погребе» заимствуются из Священного Писания. «Экзордиум» должен содержать топосы (общие места) неизбежности смерти, краткости человеческой жизни, изменчивости и непостоянства мира. В «наррации» перечисляются добродетели умершего, уместно обращение к его происхождению, роду, фамилии, родовому гербу, титулу и др. В «конклюзии» Иоанникий советует изложить от лица умершего благодарность за молитвенную память и просьбу, «жебы о душе его мели старанье, жебы оную молитвами, ялмужнами (милостынями) и Безкровною Оферою (Жертвою) до неба запровадили». Автор перечисляет титулы, употребляемые по отношению к священникам, игуменам, протопопам, архимандритам, епископам, архиепископам, митрополитам, мещанам, бурмистрам, войтам и т.д. Критически оценивая современное ему и старинное южнорусское проповедничество, Иоанникий описал вышедшие из употребления типы поучений, к которым отнёс, в частности, труды святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, а также проповеди Ефрема Сирина и Константинопольского патриарха Каллиста. Устаревшими являются, по мнению Иоанникия, проповеди без определённой темы, а также поучения, посвящённые исключительно толкованию евангельского чтения на литургии. Новому, защищаемому Иоанникием гомилетическому искусству свойственны такие черты, как «ясность», «согласованность», «убедительность», а также занимательность. Материал для поучений Иоанникий советует подбирать не только в Священном Писании, Житиях святых и творениях отцов церкви.

 



 
PR-CY.ru