ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ

ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ (апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева) – один из почитаемых на Святой земле; памятник армянской архитектуры и искусства эпохи крестоносцев. Главным храмом монастыря святых Иаковов является кафедральный собор св. Иаковов Иерусалимского патриархата Армянской Апостольской Церкви. Монастырь святых Иаковов расположен в юго-западной части Старого города на горе Сион и занимает значительную территорию Армянского квартала (150 тыс. кв. м), к востоку от ул. Армянского Патриархата, ведущей от Яффских ворот к Сионским. На территории монастыря святых Иаковов расположены резиденция армянского Иерусалимского патриарха, церкви Св. Эчмиадзин, св. Феодора и архангелов Михаила и Гавриила, три трапезные, другие монастырские, жилые и хозяйственные постройки: 1. Собор святых Иаковов 2. Престол во имя апостола Иакова, брата Господня 3. Престол во имя Пресвятой Богородицы 4. Престол во имя Иоанна Крестителя 5. Придел апостола Иакова Зеведеева 6. Придел Макария Иерусалимского 7. Церковь Св. Эчмиадзин 8. Алтарь церкви Св. Эчмиадзин 9. Престол Синая 10. Церковь во имя первмученика Стефана 11. Престол во имя первомученика Стефана 12. Престол во имя Георгия Просветителя 13. Престол Кирилла Иерусалимского (крещальная купель) 14. Церковь во имя св. Мины 15. Престол во имя св. Мины 16. Престол во имя св. Сергия 17. Трон апостола Иакова, Брата Господня 18. Престол во имя св. Георгия 19. Престол во имя Николая Чудотворца. Согласно христианской традиции, собор св. Иаковов построен на месте погребения апостола Иакова, брата Господня, усекновения и захоронения главы апостола Иакова Зеведеева; там же находится могила Иерусалимского епископа Макария (314–333 гг.). Впервые о соборе сообщает паломник Иоанн из Вюрцбурга (около 1162–1165 гг.): «В честь Святого Иакова Старшего (Зеведеева) возведена большая церковь, где живут армянские монахи. Там есть большой приют, готовый принимать бедняков их народа». Исторических сведений о том, что находилось на месте собора до этого, у исследователей нет, хотя о присутствии армянской общины в городе с раннехристианского времени свидетельствуют письменные и археологические источники. В двух армянских рукописях сохранился перечень 70 армянских церквей и монастырей Палестины, составленный вардапетом Анастасом в VII в. В монастыре святых Иаковов было найдено около 20 хачкаров, самые ранние из которых датируются 956, 1151 и 1153 гг. Многочисленные рассказы паломников последующих лет свидетельствуют о том, что собор всегда оставался армянским, несмотря на притязания других церквей. В период присутствия крестоносцев в Иерусалиме (XII в.) Армянский квартал назывался Ruga Armenorum, о чём упомянуто в 1222 г. в дипломатической переписке. С XVIII в. бытует мнение о том, что монастырь святых Иаковов изначально принадлежал Грузинской православной церкви (ГПЦ). Марий Иванович Броссе ссылается на арабское примечание в грузинской рукописи, где говорится о грузинском царе, заказавшем Четвероевангелие для монастыря cв. Иакова в Иерусалиме. По мнению Клода Мутафяна, позднее появление этого примечания и факт существования в древнем Иерусалиме нескольких обителей во имя св. Иакова ставят под сомнение вероятность принадлежности монастыря святых Иаковов ГПЦ до XII в.

 



 
PR-CY.ru