ИВАНОВ Фёдор Алексеевич - Страница 2

После окончания обучения выдавались свидетельства, похвальные листы. Для детей существовало общежитие, содержание которого, впрочем, подвергалось серьёзной критике. Школьная библиотека насчитывала более 1 тыс. наименований книжных и нотных изданий. Хорошо была поставлена воспитательная работа: посещение театров, цирка, устройство праздников. «Чаевые» деньги детей записывались в особую книгу и выдавались по просьбе родителей. В Москве с капеллой Н.С. Перлова Ф.А. Иванов дал более 20 концертов в Большом зале консерватории, Благородном собрании, Биржевом зале и др.; капелла также выезжала на гастроли в Нижний Новгород и Тулу (1913 г.). В московском Манеже Ф.А. Иванов неоднократно управлял сводным хором из 1 тыс. человек. Программы духовных концертов Ф.А. Иванова имели просветительский характер и составлялись им в контексте требований эпохи из сочинений классиков и композиторов того времени – Василия Поликарповича Титова, Бальтассаре Галуппи, Дмитрия Степановича Бортнянского, Михаила Ивановича Глинки, протоиерея Петра Ивановича Турчанинова, Алексея Фёдоровича Львова, Фёдора Алексеевича Багрецова, Григория Фёдоровича Львовского, Александра Андреевича Архангельского, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Дмитриевича Кастальского, Александра Тихоновича Гречанинова, протоиерея Дмитрия Васильевича Аллеманова, Василия Сергеевича Калинникова, Николая Ивановича Компанейского, Сергея Васильевича Рахманинова, Николая Калашникова, из собственных сочинений. В концерте капеллы Ф.А. Иванова на третьем Всероссийском съезде хоровых деятелей в Москве (1910 г.) была последовательно с пояснениями Дмитрия Ивановича Зарина представлена история церковного пения в России от древнерусских песнопений (Богородичен догматик – унисон, «На реце Вавилонстей» демественного распева – двухголосное, «На вербиих посреди его» демественного распева – трёхголосное (конец XVI в.), «Яко тамо вопросиша ны» – четырёхголосное (XVII в.), «Небеса убо достойно да веселятся» – 12-голосный концерт В.П. Титова) до сочинений начала XX в. Ф.А. Иванов также включал в концерты церковную музыку сербов, болгар, греков, грузин, армян, западноевропейскую католическую и лютеранскую духовную музыку (сочинения Йозефа Гайдна, Иоганна Себастьяна Баха, Кароля Казимежа Курпиньского) и др. (Этнографический концерт 13 марта 1911 г. в Москве). Деятельный и целеустремлённый, Ф.А. Иванов пользовался авторитетом у современников. В 1909 г. на праздновании 35-летия его регентской деятельности протоиерей Д.В. Аллеманов от имени Наблюдательного совета Синодального училища зачитал юбиляру поздравительный адрес. О профессиональном мастерстве Ф.А. Иванова исследователям позволяют судить отзывы в периодической печати. Из 200 духовных и светских сочинений Ф.А. Иванова большая часть осталась не изданной. Среди духовных произведений по концертным программам известны «Слава в вышних Богу» с контрастными чередованиями forte и piano, «Отче наш» (для смешанного хора и соло тенора), по мнению рецензентов, написанное с учётом вкусов «именитого купечества», двухорный концерт «Господи, Господь наш», «Сказание о смерти Александра Благословенного», найденное Ф.А. Ивановым и переложенное им для хора. По мнению исследователей, светские сочинения для смешанного хора и фортепиано («В лесу», «На охоте», «Железная дорога», «На Руси» – большое попурри из русских (11) и малороссийских (3) народных песен) в целом отличают авторская изобретательность, терпкость гармонических звукосочетаний и эффектность хорового звучания.



 
PR-CY.ru