ИУСТ - Страница 2

Современные комментаторы Нового Завета не соотносят Иуста с кем-либо из новозаветных персонажей. В «Пасхальной хронике» (630 гг.) Иуст Варсава назван третьим епископом Иерусалима, однако Евсевий Кесарийский, который упоминает в «Церковной истории» и Иуста Варсаву, и Иерусалимского епископа Иуста, не отождествляет этих лиц. Болландисты также не поддержали эту идентификацию. Тем не менее, некоторые исследователи (например, Р. Бокхем) не исключают возможности их отождествления. В каталоге 70 апостолов, ошибочно приписываемом Епифанию Кипрскому (так называемый апостольский список Псевдо-Епифания, V–VI вв.), Иосиф Варсава Иуст назван епископом палестинского города Елевферополя. В каталогах апостолов Псевдо-Ипполита (VII–VIII вв.) и Псевдо-Дорофея (конец VIII в.) епископом Елевферопольским назван Иисус Иуст, который упоминается в Послании к Колоссянам, где он вместе с апостолами Марком и Аристархом посылает с апостолом Павлом приветствия членам христианской общины Колосс (Кол. 4:11). Формулировка в каталоге Псевдо-Дорофея, касающаяся этого апостола («Иисус, называемый Иустом, которого упоминает апостол (Павел) в Деяниях апостолов»), носит компилятивный характер. Выражение «которого упоминает апостол» означает, что этот новозаветный персонаж упоминается в Посланиях апостола Павла, что не согласуется со ссылкой на «Деяния Апостолов». Видимо, данная формулировка возникла в результате компилирования сведений об Иисусе Иусте, упоминаемом в Послании к Колоссянам апостола Павла, и об Иосифе Варсаве Иусте, фигурирующем в «Деяниях Апостолов». Во всех трёх вышеупомянутых каталогах епископ Елевферополя упомянут после апостола Марка, племянника апостола Варнавы, и перед апостолом Артёмой. Отождествление Иуста и Иисуса Иуста не было устойчивым в византийской традиции. Если в «Хронике» Псевдо-Симеона Логофета (конец Х в.) они представлены как один человек «Иисус, прозванный Иуст, стал епископом Елевферополя; это он есть называемый Варсавой, назначенный с Матфием для жеребьёвки», то в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца Х в.) под 30 июня в числе 70 апостолов упомянуты и Елевферопольский епископ Иисус Иуст, и Иосиф Варсава Иуст (без указания епископской кафедры, скончался мирно). В настоящее время экзегеты не отождествляют Иуста с Иисусом Иустом. Тем не менее, представление об Иусте, Иосии, брате Господнем, и Иисусе Иусте как об одном и том же лице в конце XVII в. вошло в церковную традицию Греческих церквей и Русской православной церкви. Общая память Елевферопольского епископа Иисуса Иуста (без указания на отождествление с Варсавой), и апостолов Тертия (Терентия), Марка, Артёмы встречается в византийских Синаксарях под 21 и 22 июня, 20 и 30 октября. Последняя дата празднования утвердилась в современных календарях Греческих церквей и Русской православной церкви. Под 21 июля в Синаксаре Константинопольской церкви и в списке Типикона Великой церкви из монастыря Честного Креста в Иерусалиме (X–XI вв.) обозначена память мучеников Иуста и Матфея, в стишных Синаксарях добавлено, что они были усечены мечом. Но в Патмосском списке Типикона Великой церкви (IX–X вв.) говорится об апостолах Иусте и Матфии. Упоминание Иуста в латинских Мартирологах и копто-арабских календарях свидетельствует о древней традиции празднования 20 или 21 июля памяти этого святого. В копто-арабских календарях под 26 числом месяца абиб (20 июля) указывается память праведного Иосифа Обручника и Иосифа Праведного (Иуста). Память Иуста встречается также 21 числа месяца таммуз (21 июля) в сирийских мелькитских календарях. В сирийских каталогах апостолов отражены другие предания об Иусте, которые достаточно разноречивы, и исследователям не всегда понятно, к какому лицу их следует отнести. В сирийской рукописи (1202/1203 г.) также фигурирует апостол Иуст, распространявший христианскую веру в Тивериаде и Кесарии, но кроме него в этом перечне назван апостол Иуст, проповедовавший в Никомидии. Апостола Иуста, названного вслед за апостолом Матфием в сирийском каталоге (IX в.), исследователи склонны отождествить с Иустом. В списке 70 апостолов, называемом Греко-сирийским анонимом (в рукописи XII–XIV вв.), на третьем месте стоит Иосиф «вместе с Матфием удостоенный жребия». Занимаемая им епископская кафедра не указывается.



 
PR-CY.ru