ИОАНН ПАВЕЛ II - Страница 2

Всесторонне развитый, он пользовался огромным авторитетом в мире, показал католической церкви новые горизонты, исполняя пастырские обязанности для всего мира (побывал на всех континентах, посетил более 106 стран и совершил множество поездок). Искусный дипломат, Иоанн Павел II стремился к миру со всеми государственными режимами, не отвергал и неофашистские, стараясь миссионерскими приёмами находить взаимопонимание. В 1979 г. он впервые встретился с министром иностранных дел СССР Андреем Андреевичем Громыко (1909–1989 гг.). Это было беспрецедентное событие, учитывая отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Ватиканом. 1 декабря 1989 г. папа встретился с советским лидером Михаилом Сергеевичем Горбачёвым (род. в 1931 г.), а уже 15 марта 1990 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом. 5 ноября 2003 г. понтифик принял в Ватикане президента России Владимира Владимировича Путина (род. в 1952 г.). 25 января 1979 г. начался визит папы в Мексику. Это была первая из 104 зарубежных поездок понтифика. Летом 1979 г. Иоанн Павел II посетил родную Польшу. Его избрание на папский престол стало духовным толчком к борьбе поляков против коммунистического режима и к появлению движения «Солидарность». Позже папа посещал родину ещё семь раз, но никогда не давал повода обвинить себя в подстрекательстве оппозиции к перевороту. Уже в конце 1980 гг. он сыграл большую роль в том, что смена власти в Польше произошла без единого выстрела. Для многих людей Иоанн Павел II является одним из символов эпохи крушения коммунизма наряду с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым. В 1980 г. Ватикан с государственным визитом посетила английская королева Елизавета II (она же является главой Англиканской церкви). Это был исторический визит, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. Елизавета II первой из британских монархов посетила Ватикан с государственным визитом и даже пригласила папу в Великобританию с пастырским визитом к 4 млн. британских католиков. В 1982 г. папа встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. Он активно шёл на контакты с представителями других конфессий. В августе 1985 г. по приглашению короля Хассана II папа выступил в Марокко перед 50-тысячной аудиторией молодых мусульман. Он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман, и призывал к установлению «мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество». 6 мая 2001 г. в Дамаске Иоанн Павел II первым из понтификов посетил мечеть. Признанный миротворец, Иоанн Павел II впервые обратился к иудаизму как к «старшему брату христианства», отменил обвинение евреев в «богоубийстве» и официально признал Израиль (через 50 лет после образования этого государства). В апреле 1986 г. папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс фразу, ставшую одной из наиболее цитируемых его высказываний: «Вы – наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». В октябре 1986 г. в Ассизи состоялась первая межрелигиозная встреча, когда на приглашение понтифика обсудить проблемы межконфессиональных отношений откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий. 7 мая 1999 г. Иоанн Павел II впервые посетил православную страну, Румынию. В 2001 г. папа посетил с официальным визитом Грецию, впервые с 1054 г., когда произошёл раздел Западной и Восточной церкви. Однако несбывшейся мечтой Иоанна Павла II осталась поездка в Россию, против которой выступал Московский патриархат, обвинявший Римско-католическую церковь в экспансии на исконную территорию православной церкви. Иоанн Павел II примкнул к борьбе за социальную справедливость и защиту прав человека. Папа неоднократно возвращался к этим темам, утверждая необходимость защиты прав человека и права церкви: энциклики «Redemptor hominis» (1979 г.), «Laborem exercens» (1981 г.) и «Centesimus annus» (1991 г.) знаменовали социальную открытость его учения. Он также продемонстрировал приверженность нравственной теологии и защите моральных заповедей в энциклике «Splendor veritatis» (1993 г.), стремление защищать ценность человеческой жизни в энциклике «Evangelium vitae» (1995 г.). Наконец, папа придавал большое значение экуменическому диалогу («Ut unum sint», 1995 г.).

 



 
PR-CY.ru