ИОАНН ПОСТНИК

ИОАНН ПОСТНИК (ум. в конце XI – начале XII вв.) – преподобный (дня памяти нет). Жил в правление византийского императора Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) и Константинопольского патриарха Николая III Грамматика (1084–1111 гг.), сведения о нём содержатся в «Энкомии» Константинопольского патриарха Каллиста I (1350–1353; 1355–1363 гг.), восхваляющем монашеские добродетели этого подвижника и лишь кратко освещающем его биографию. Иоанн Постник происходил из Каппадокии из знатного рода синклитиков Иоалитов, с молодости находился в числе придворных и затем занял пост протосинкрита. Родители хотели женить Иоанна Постника, но тот, желая целомудренной жизни, молил Бога избавить его от брака. По божественному промыслу его постигла болезнь, и врачам пришлось удалить его детородные органы. Сначала Иоанн Постник удалился на остров Проконнес (ныне Мармара) в Мраморном моне, где подвизался в пустынном месте и вёл особо строгую аскетическую жизнь, подражая своему небесному покровителю Иоанну Предтече. Постепенно к Иоанну Постнику, обладавшему даром красноречия, стали собираться ученики. Впоследствии Иоанн Постник переселился в расположенный в квартале Петра (в северо-западной части Константинополя) монастырь Иоанна Предтечи, основанный в конце V в. египетским подвижником Варом. Иоанн Мавропод был монахом этой обители, до того как стал Евхаитским митрополитом (около 1050 – 1075 или 1081 гг.). Иоанн Постник передал всё имущество монастырю Иоанна Предтечи и стал его игуменом. Построил великолепный храм, кельи, трапезную, поварню, пекарню, богадельню и ограду, за что его стали именовать вторым ктитором этого монастыря. Иоанн Постник составил монастырский устав (начало XIV в.), который до сих пор остаётся неопубликованным. Из этого документа следует, что монастырь Иоанна Предтечи в Петре находился под покровительством Анны Далассины, матери императора Алексея I Комнина. О мощах Иоанна Постника сохранились сведения в сочинениях русских паломников. Стефан Новгородец (1348–1349 гг.) сообщает о хранящейся в монастыре Петра окованной золотом и украшенной драгоценными камнями руке Иоанна Ктитора, построившего соборную церковь этого монастыря. Об этой реликвии упоминают также Игнатий Смолянин (1396–1402 гг.) и дьяк Александр (1394–1395 гг.).

 
PR-CY.ru