ИОАНН БИКЛАРИЙСКИЙ - Страница 2

Согласно предисловию, это сочинение является продолжением хроники Евсевия Кесарийского, которая, в свою очередь, была продолжена Иеронимом Стридонским и Проспером Аквитанским и доведена Виктором Туннунским до первого года правления византийского императора Юстина II (565 г.). Хроника Иоанна Бикларийского охватывает события 567–590 гг., т.е. периоды правления Леовигильда и начало правления Рекареда в Вестготском королевстве, правления византийских императоров Юстина II Младшего, Тиверия и начало правления императора Маврикия. Начало хроники посвящено гонениям ариан на православных в Испании при Леовигильде. Последние события, отмеченные Иоанном Бикларийским, – отказ вестготов от арианства и заключение договора между императором Маврикием и персидским царём Хосровом II. При этом Иоанн Бикларийский, пользуясь дошедшими до него искажёнными сведениями, считает византийско-персидский договор актом принятия христианства Хосровом. Таким образом, заключительная часть хроники и общая её композиция представляют собой повествование о торжестве истинной веры во всей ойкумене. В этом отношении Иоанн Бикларийский следовал уже сложившейся традиции церковной историографии, восходящей к Евсевию Кесарийскому. Исследователи отмечают, что изложение событий на протяжении почти всей хроники лапидарно; лишь два последних года описаны ярко и содержат элементы энкомия вестготскому королю Рекареду. Если военные победы Леовигильда Иоанн Бикларийский упоминает лишь в виде кратких отчётов, то победа полководца Рекареда Клавдия над франками под Каркасоном (588 г.) сравнивается с библейской победой Гедеона над мидианитянами (Иоанн Бикларийский указывает, что Клавдий с 300 воинами разгромил 60 тыс. франков). Иоанн Бикларийский изображает победу как результат помощи Божьей православным готам. Впоследствии Исидор Гиспальский будет развивать эту идею и писать об укреплении могущества готов в связи с отказом от ереси. У Иоанна Бикларийского ещё нет идеи о том, что отказ от арианства дал готам не только фактическое, но и моральное право на политическую самобытность. Исследователи отмечают, что хроника Иоанна Бикларийского написана с религиозных проримских позиций, хранительницей же римского наследия для него всегда оставалась Византийская империя. Для Иоанна Бикларийского Константинополь – единственный город, по праву именующийся «царственным» («urbs regia»). Употребление этого термина по отношению к Толету, характерное для позднейших вестготских авторов, ещё не известно Иоанну Бикларийскому. Он воздерживается от оценок военных конфликтов вестготов с Византией, опасаясь, как полагают исследователи, быть заподозренным в политических симпатиях к империи. Однако провизантийская позиция Иоанна Бикларийского находит отражение уже в том, сколько места он отводит описанию событий на Востоке. Исследователи также отмечают, что симпатии Иоанна Бикларийского к империи определяются его религиозной принадлежностью: будучи готом, он чувствует себя, скорее, римлянином и христианином и тяготеет к центру православной веры и римской культуры. Вестготская Испания для него лишь периферия кафолического мира. Только что отвратившиеся от арианства вестготы и их короли не могут быть поставлены в один ряд с римлянами (византийцами) и их императорами, который являются защитниками и распространителями православной веры. Таким образом, у Иоанна Бикларийского ещё не отмечается той религиозной самодостаточности христианской церкви Испании, тесно связанной с королевской властью, которая будет присутствовать в трудах Исидора Гиспальского.



 
PR-CY.ru